Форсаж-92
Выставка, с которой снова начался российский автомобильный рынок
MIMS’92 стал не просто очередной отраслевой выставкой – это была первая экспозиция, ориентированная на потенциальных покупателей автомобилей. Многие экспонаты можно было купить прямо со стенда. К тому времени в РФ уже работали дилеры многих иностранных марок. Например, у Ford их было уже целых одиннадцать, хотя представительства еще не существовало. Сам процесс импорта пока не был так отлажен, как сейчас, поэтому в прайс-листах указывали разные цены с пометками типа FOB, CIF или Ex Works, таможенным оформлением покупатели часто предпочитали заниматься сами, поскольку могли иметь льготы, недоступные дилеру. И цены выражались в самых разных валютах – официальный курс рубля в июле 1992 года был «отпущен» и приравнен к биржевому, и доллар с 56,22 копейки взлетел до 125 рублей. Цены на автомобили номинировали не только в долларах – европейцы, еще не запустившие евро, указывали стоимость своих автомобилей в марках, франках и кронах. Так что сравнивать их было непросто.
Хотя для многих людей интерес этот был чисто теоретический – рост зарплат в России сильно отставал от инфляции. Поэтому иностранный автомобиль был роскошью, и объемы продаж новых иномарок выражались в сотнях или в лучшем случае тысячах в год.
Девушки и премьеры
Это не помешало организовать автосалон, что называется, на мировом уровне. Эффектное оформление довольно больших стендов, девушки возле автомобилей – эту традицию привезли японские компании, шикарные проспекты и буклеты. Volvo приурочила к MIMS запуск на российском рынке своей первой переднеприводной модели 850, со времени мировой премьеры которой еще не прошло и года. В программу входил тест-драйв для прессы и – возможно, впервые в России – для потенциальных клиентов. Компании демонстрировали свои успехи в автоспорте – на стенде Renault был выставлен болид Формулы 1 с двигателем Ford, так что его использовали для привлечения внимания сразу две марки. Фактически на MIMS’92 состоялся дебют марки Porsche в России – российская компания Kairin Corporation, дилер Volkswagen и Audi, заключила дилерский контракт со знаменитым немецким производителем и представляла несколько моделей.
Разнообразные, как теперь говорят, «активности» – презентации, конкурсы и лотереи – привлекали внимание посетителей к стендам разных марок. Посетителей было немало – 260 тысяч за пять дней, с 26 по 30 августа. На выставку стояли очереди.
Царь не настоящий?
Внезапное появление конкурента не очень обрадовало организаторов более традиционных выставок. В Москве иностранцев обычно принимали Экспоцентр на Красной Пресне и комплекс в Сокольниках. У них были налаженные связи, зарубежные партнеры. И вдруг – сюрприз! ВДНХ, на которой раньше проходили как максимум национальные выставки братских социалистических стран, организует автосалон – а это в мировой выставочной индустрии в своем роде элитный вид экспозиций, которые проходят по всему миру и о которых пишут не только профильные журналы, но и СМИ общего плана.
Календарь автосалонов и других профильных выставок формирует OICA, Международная организация производителей автомобилей. И у нее довольно жесткие правила – за исключением Женевы и Детройта, все автосалоны проходили один раз в два года. Организаторы некоторых делили их на два – например, IAA в Германии проходила в два приема: во Франкфурте-на-Майне в нечетные годы выставляли легковые автомобили, а в Ганновере в четные – коммерческие. Появление MIMS в случае его официальной регистрации как автосалона просто исключало участие других в этом выгодном бизнесе с, как показал дальнейший опыт, гарантированным спросом со стороны и участников, и посетителей.
Конкуренция была серьезной, и стороны обменялись несколькими пиар-ударами в виде разоблачительных публикаций и многократных жалоб экспонентов на цены, превышающие уровень парижских.
В итоге был найден компромисс: MIMS зарегистрировали как выставку комплектующих и аксессуаров, а Российский автосалон стал именно автосалоном. На растущем рынке, как выяснилось, и экспонентам, и гостям в общем-то наплевать на формальности, поэтому в течение нескольких лет и MIMS, и Автосалон имели достаточно большую экспозицию. В 1993 году прошли обе выставки, а затем они договорились: MIMS достались четные годы, а Российскому автосалону – нечетные. Причем MIMS с 1996 года стали проводить там же, где и Автосалон, в Экспоцентре.