Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

Про театральных критиков и собак

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Для романтиков. Для людей. Для интеллектуалов

У творческой свободы есть подвох — решать, как ей распорядиться, можно веками. Вот, например, эта колонка. Что может быть проще: ты смотришь по три спектакля в неделю, выбираешь самый актуальный/спорный/модный и пишешь о нем. Но выбирать приходится как минимум из шести, а колонка только одна. Бывают, конечно, удачи: «Золотая маска» объявила номинантов или лауреатов, выпускающий редактор попросила сделать обзор премьер на январь… В момент очередных творческих мук в моих ногах что-то зашуршало.

— Матильда, твою собачью бабушку! Матильда — это моя собака. Театральная собака: про ее дела регулярно спрашивают на премьерах. Матильда жевала программку. «Я свободен», театр post, 2012 год. То ли акция, то ли собачий манифест. Спектакль, кстати, тоже был манифестом нового театра. Да и чем еще может быть работа по пьесе из 535 фотографий и 13 подписей. А именно так выглядит пьеса Павла Пряжко.

Тогда, в 2012-м, этот спектакль был очень вежливой, очень корректной — как и сам исполнитель, он же режиссер Дмитрий Волкострелов, — но революцией. Возможность наблюдать за собственными реакциями и видеть собственное параллельное кино, сотканное из случайных размытых кадров. Прошлым летом театр выпустил второй спектакль по тому же тексту, но на сей раз от режиссера Всеволода Лисовского. Теперь театр играет «освобождающую» дилогию вместе и поодиночке. Матильда не учла, что почти семилетний спектакль не может быть поводом для колонки. Нет повода — нет текста. Но у непремьерного и нефестивального зрителя другая логика: наличие свободного вечера, желание сходить в театр парой… Режиссерам хочется, чтобы их спектакли жили. В итоге я отправилась в театр «Практика» — на спектакль про «человека-собаку» Олега Кулика. Один из авторов, режиссер Эдуард Бояков, недавно стал худруком МХТ им. Горького, а некоторое время тому назад столь резко сменил вкусы и взгляды, что уже невозможно представить, что этот человек поставил этот спектакль и придумал «Практику». По дороге домой я решила в любом непонятном случае писать про постановку, программку которой сжует Матильда… Но на этот раз Матильда сжевала сумку — пафосную, как премьера модного режиссера.

Разговоры

Режиссер Борис Павлович Санкт-Петербург, пространство «Квартира»
27.02

Для людей. Для интеллектуалов

Тот случай, когда не спектакль едет в Москву, а конкурсное жюри «Золотой маски» едет смотреть спектакль. Все потому, что работы Бориса Павловича неотделимы от пространства, созданного в бывшей коммуналке на Мойке, 40. «Квартира» отсылает к реальной квартире философа Липавского на Гатчинской, где в 30-е собирались обэриуты. А «Разговоры» — первая премьера «Квартиры», претендующая на победу в номинации «Эксперимент». В спектакле стремятся преодолеть повседневность и прорваться к спонтанности, а среди участников — подопечные Центра «Антон тут рядом».

Asunder / На части

Хореограф-балетмейстер Гойо Монтеро
Пермский театр оперы и балета на сцене театра «Геликон-опера»
21.02

Для интеллектуалов

В копродукции Пермской оперы и фестиваля Context. Diana Vishneva звучат Вагнер и Шопен, а шестнадцать танцовщиков становятся единым организмом — в одинаковых комбинезонах они воплощают идею бессюжетного балета о непрерывности танца. Кстати, в двадцатиминутном балете два финала: ненастоящий, где артисты кланяются невидимым зрителям, и настоящий, якобы на бис.

Sociopath

Режиссер Андрей Прикотенко
Театр Старый дом (Новосибирск) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
26.02

Для людей

Фестиваль «Золотая маска» потихоньку начинает перетягивать внимание на себя. Билеты стремительно тают, в том числе и на программу «Маска плюс», составленную из спектаклей, недобравших до конкурса одногодвух голосов. На Sociopath на момент написания анонса еще было можно попасть. Зачем? Критик Алексей Киселев, работавший в экспертном совете «Золотой маски» (туда входят люди, формирующие программу фестиваля), например, говорит, что Sociopath — спектакль, на который «надо затаскивать школьников, и они потом благодарят». В самом популярном на сегодня спектакле Новосибирска — и рэп, и сегвеи, и видеопроекторы, и дерзкие актеры, рассказывающие о знакомом герое — только на этот раз он обитает в киберреальности.

Медея

Режиссер Евгения Сафонова
Театр Ленсовета на сцене Театра Наций
20.02

Для интеллектуалов

На московский показ спектакля (опять же в программе «Маска Плюс») не попасть, но взять его на заметку и увидеть в Петербурге стоит. Во-первых, Евгения Сафонова — текстоцентричный режиссер, умеющий расставлять акценты так, что даже известный практически наизусть текст звучит иначе («Братья» по Достоевскому). Во-вторых, в «Медее» Сафонова миксует Еврипида, Сенеку и Хайнера Мюллера, а во время работы над спектаклем смотрела с артистами «Медей» фон Триера и Пазолини. Это возможность разобраться, как один из самых кровавых мифов отражается не только в сегодняшнем дне, но и в тебе персонально.

Фото Из личного архива Елены Смородиновы; Margarita Novoselova/goldenmask; Anton Zavjyalov/goldenmask; Victor Dmitriev/goldenmask; goldenmask.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Концерт как воскресенье Концерт как воскресенье

Музыкальные истории группы BrainStorm

Русский репортер
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизнь
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
«Хаббл» увидел пару из белого карлика и голубого бродяги «Хаббл» увидел пару из белого карлика и голубого бродяги

«Хаббл» подтвердил рождение голубого бродяги от пары с белым карликом

N+1
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде

Как игры используют патриотизм и культурный код для заработка

Inc.
Открыть в приложении