Почему для летучих мышей эхолокатор лучше, чем Max/MSP

Русский репортерКультура

Культура / Саунд-арт

Музыка и революция

Почему для летучих мышей эхолокатор лучше, чем Max/MSP

В год столетия революции в Москву впервые приехал американский музыкальный революционер, пионер саунд-арта Элвин Люсье. А в конце ноября отметил 80-летие пионер и одновременно патриарх российской электроники Эдуард Артемьев. Корреспондент «РР» поговорил с двумя гениями, российским и американским, о мирной революции в работе со звуком

Текст : Елена Смородинова при участии Леонида Именных

Эдуард Артемьев, классик российской электронной музыки

Справка «РР». Окончил консерваторию, изучал радиоэлектронику в секретном оборонном институте, написал музыку для фильмов «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Утомленные солнцем», «Неоконченная пьеса для механического пианино». Десятилетия писал оперу «Преступление и наказание». Обладатель «Золотой Маски — 2016» как лучший композитор в музыкальном театре (за мюзикл «Преступление и наказание» Московского театра мюзикла)

Про жанровые рамки

Где-то больше десяти лет назад я пришел к мысли, что ограничивать себя одним жанром или идеей продуктивно, но при этом сильно сужает рамки бытия. Меня интересовала работа со звуком, и технологии позволили решать любые задачи — включать в музыкальную ткань шумы, звуки природы… Произошло раскрытие звукового мира. Я пишу оркестровую музыку, но там могут использоваться синтезаторы, фонограммы с шумами, компьютеры — для меня это единое звуковое поле, которое нас окружает.

Про серьезные и несерьезные жанры

Нет плохих жанров — есть скверное исполнение, скверная реализация идей. На самом деле это все разговоры академических заносчивых музыкантов. Мне кажется, уже прошло время таких разговоров. Появился рок, появилась электронная музыка, новый мир уже наступил.

Что касается мюзикла «Преступление и наказание», то я уже привык к этой версии. Сначала, когда позвонил Андрон (Кончаловский. — «РР»), я отказался. Потом позвонил Швыдкой, позвал посмотреть, что получается… Сейчас я уже принял эту версию, хотя сначала все время внутри что-то свербило. Но потом я нескромно подумал: «А может, я повторяю судьбу Мусоргского, у которого Борис Годунов и Хованщина живут в нескольких вариантах?» Эта мысль меня успокоила.

Эдуард Артемьев широко известен как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского

Про оперу «Раскольников» и мюзикл «Преступление и наказание»

Опера написана в жанре полистилистики. Там есть не только рок, но и симфоническая, народная, религиозная музыка, есть детские песни. Я долго думал, как располагать материал, пока не понял, что вся полистилистика написана Федором Михайловичем.

В «Преступлении и наказании» все переведено в рок-историю. Ушло большое количество музыки, но специально для этой версии я сочинял два или три номера. Это другая стилистика — чистый рок. Энергия тут переведена в ритмы. Но она доказала, что может жить и в таком виде. Конечно, я мечтаю, если доживу, услышать со сцены именно оперу «Раскольников». Вообще у меня есть ощущение, что она выйдет на сцену, но не думаю, что скоро. Потому что получается дорогое и противоречивое мероприятие. В музыкальных театрах есть практика приглашать на роли одну или двух звезд, но нет практики пригласить весь актерский состав. А мне нужны все исполнители из рок-культуры. Вот эта проблема может быть неразрешимой.

Про поиски нового звука

Я не искал новый звук, а пытался сочинения писать. Вообще мне кажется, что академическая электронная музыка застряла в экспериментах с математикой и способами управления звуковым миром. Я не знаю в этих экспериментах, начиная с 1948 года, сочинений, соизмеримых по значению с теми, что были в сфере академической и симфонической музыки. Но те сочинения, которые появились на заре электронной музыки, были существенными открытиями! Оратория «Жанна д’Арк на костре» Артюра Онеггера для электронного звука с хором, «Электронная поэма» Эдгара Вареза, «Покрывало Орфея» Пьера Шеффера были колоссальными прорывами — они так и остались великими произведениями.

Про Кейджа

Я окончил консерваторию в 1960-м году, Кейджа знал с 1956–1957-го. Авангардная музыка, особенно Кейдж, очень меня привлекали. Помню, как меня поразили пьесы для подготовленного рояля. Но никаких мечтаний, вроде мечты услышать звук грибов, как у Кейджа, у меня не было. Сейчас это возможно, кстати, — если поймать частоту, можно услышать многие вещи… Все задачи решаемы.

Про математику и чувства

Я думаю, что электронная музыка стала, с одной стороны, открытием и возможностью оперировать всем звуковым миром свободно и без ограничений, а с другой стороны, в ней есть потеря некой глобальной идеи художественности, идея создания масштабных сочинений.

Лично я сторонник чувства в первую очередь. Мне важно сначала наполнение душой и уже потом решение технических задач — как сделать оркестровку, как попасть в кадр… Музыка без чувства для меня не существует. Музыка ведь — это волна, все в мире — волны разной длины, по волнам передается сумма волн наших душ. В живом волновом мире есть возможность воздействовать друг на друга. Я считаю, что и у обывателей есть возможность попасть в резонанс, прикоснуться к самому Господу через музыку. Это каждый испытывал, когда вдруг начинал плакать, или у него руки холодели — это и есть момент прорыва в небеса, в глубины Создателя мира.

Про рождение музыки для кино

Когда я в первый раз сыграл главную тему «Своего среди чужих», то просто не мог понять, откуда я это взял, не мог понять, что это я сыграл… И это я сразу записал. Такая же история была с «Рабой любви». Но вообще я не верю в откровения. Если музыка долго не приходит, я себя мучаю, пытаюсь преодолеть это. Вообще обычно без преодоления ничего не делаю.

Элвин Люсье, американский композитор, пионер экспериментальной музыки и саунд-арта

Справка «РР». Первопроходец во многих областях музыкальной композиции, перформанса, звуковой инсталляции. Исследовал акустику пространств, физическую природу звука, траекторию его движения, психологию и физиологию его восприятия

Про Россию и Америку

Знаете, много лет назад много лет назад Тихон Хренников приехал в Соединенные Штаты с несколькими советскими композиторами. Кажется, в то время он уже занимал высокую должность в своей сфере. (Тихон Хренников — генеральный секретарь Союза композиторов СССР в 1948—1957 годах и первый секретарь в 1957—1991 годах. — «РР»). Для многих композиторов это были тяжелые времена, Прокофьеву было нелегко. В Америке же все было по-другому. Но теперь я приезжаю сюда, и все иначе. Вот Арман (Арман Гущян, организатор фестиваля Люсье в Москве. — «РР») собрал вместе людей, ходил по инстанциям, чтобы сыграть мою музыку, а американское посольство потеряло деньги из-за Трампа! Денег, чтобы меня привезти сюда, не оказалось, поэтому я предложил приехать в Москву за свой счет.

В 1965 году Элвин Люсье присоединил к своей голове электроды и превратил энцефалограмму головного мозга в пьесу Music for solo performer

Про революцию в музыке и в жизни

Не думаю, что революционные повороты в искусстве и политике действительно синхронизированы. Моя революция состоялась в 1960-х. Мортон Фелдман, Джон Кейдж — появилась совсем другая музыка. Нам очень повезло, потому что у нас не было синтезаторов. Ничего определенного. Нам приходилось самим находить звучание. Сегодня же есть Max/MSP, суперколлайдер, компьютеры… А мы делали динамики из мыльниц! Однажды я читал книжку о летучих мышах, дельфинах и эхолокации. А потом пошел в бар и разговорился за пивом с одним парнем, сказал, что хотел бы сымитировать летучих мышей, эхо. Он мне и говорит: я работаю на компанию, которая делает эхолокаторы. И я купил у них несколько штук и сделал эту пьесу («Vespers». — «РР»). Эхолокатор — совершенно другой инструмент. Не кларнет, не фагот — он использует апериодичные квадратные волны.

Моя пьеса для альфа-ритмов («Музыка для исполнителя соло». — «РР») появилась так: один ученый предложил мне усилитель для мозговых волн. А вот к синтезатору РСА (RCA) в академии Милтона Бэббита нам не дали приблизиться. Но у него и звук очень скучный. Поэтому я лучше использую чайник или то, что найду под ногами, чем сделаю пьесу в студии с генерацией звука на компьютере! Кстати, у меня чайник исполняет «Битлз» и делает звук нереальным. Мне нравится, что это вовлекает слушателей, создает контекст. Многие мои друзья писали сложную электронику, но мне кажется, что это больше про науку, чем... (Люсье замолкает — не может подобрать слово. — «РР»). В любом случае мне очень повезло найти все эти вещи в музыке.

Про собственную музыку

У меня другая музыка. Без мелодий. Без контраста. Помню, Ла Монте Янг сказал мне однажды: паузы для контраста сочинять не очень трудно. Пьеса для терменвокса, которую я написал для фестиваля, — на одной громкости, в ней ничего не происходит, все одинаковое… Я думаю, что нужно просто вслушиваться. Сложно это объяснить.

Вы понимаете, о чем я?

Про успех и коммерциализацию музыки Когда я говорю: «Я должен это сделать», — моя жена всегда отвечает: «Элвин, забудь про все эти “должен”. Мы не всегда что-то должны». Некоторые люди занимаются коммерческой музыкой. Стив Райх хотел выйти на более широкую аудиторию, поэтому он замедлил свою музыку и говорил, что его музыка — это танец для пальцев ног, а Кейдж — это танцевальная музыка, но никто не хочет ее танцевать. Под мою музыку люди хотят танцевать, и я им отвечаю: «Что ж, если хочется, то можно». В каком-то смысле я бы хотел этого, но не уверен, насколько это совместимо с моими идеями… Знаете, я до сих пор шокирован тем, что чем старше я становился, тем больше меня начинали принимать и приглашать в мои 60, 70, 80 лет (Люсье родился в 1931 году. — «РР»). Однажды я исполнял «Я сижу в комнате» в Массачусетском технологическом институте, и когда я спускался со сцены, мальчишка 11 лет сказал: «Это так клево!». А потом он сделал свою версию. Представьте, детский голос говорит: «Я сижу в комнате…» Это же прекрасно! Думаю, чудесно, что дети уже в таком возрасте любят мою музыку. Как правило, в 11 лет дети не любят того, что делают старики.

Элвин Люсье: «Когда я говорю: “Я должен это сделать”, — моя жена всегда отвечает: “Элвин, забудь про все эти «должен». Мы не всегда что-то должны”»

Про музыку слов и прямолинейность

Одна исполнительница из Германии изменила текст «Я сижу в комнате» (партитура этого произведения состоит из текста. — «РР»). Это нормально. Я сказал ей тогда: «Ты можешь использовать любой текст. Но это же текстовая партитура, она проясняет то, в чем ты можешь быть не уверена. Ты можешь переводить на другой язык. Я так уже делал, Кейдж тоже. Но придерживайся моей идеи, используй этот текст. Это хороший текст. Я написал его в реальном времени в ту ночь. Я не хотел использовать высокую форму: стихи, поэзию». И еще вот что я хочу сказать. Однажды я написал рецензию на книгу «Песнь Кита» (Whale Song) — и заметил: мы можем учиться у дельфинов, китов, летучих мышей. Звуки, которые они производят, не лгут. Когда они отправляют сигнал и получают ответ, то могут решить сделать что-нибудь прекрасное. Это захватывающе. Поэтому и в моей музыке, когда я инициирую процесс, я не вклиниваюсь посередине и не говорю: «Лучше сделаю что-нибудь другое». Похоже, мне важно про это было сказать из-за политической ситуации в Америке. Повсюду ложь! Лгут все. Это ужасно! Полагаю, сегодня мы должны не думать о языке, но быть очень прямолинейными.

Про важные музыкальные произведения

Каждый учебный год я начинаю с того, что прихожу в аудиторию и включаю пьесу Джона Кейджа Aria (Fontana Mix). Вообще каждый раз, включая одну и ту же запись Бетховена, я всегда слышу изменения. По моей теории, он сделал эти звуки неопределенными. То есть даже несмотря на то, что в записи звук зафиксирован, каждый год я слышу его совсем по-другому. И мне нравится, как это происходит на моих уроках. 18-летние ребята думают, что знают всю музыку в мире: Брюс Спрингстин, «Металлика»… А тут я включаю им Кейджа — и они, конечно, в шоке. Еще Стравинский. Очень люблю его более поздние балеты, последние. Люблю балет «Орфей», это моя любимая вещь у него. Я написал о ней пьесу «Вариации на Орфея» (Orpheus Variations). И — «Орфей» Монтеверди. Я изучал его на первом курсе и все еще помню. Чудесная музыка! 

Фотографии: Елена Пальм/Интерпресс/ТАСС; из личного архива Элвина Люсье

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Духи на распив по-донецки Духи на распив по-донецки

Как почувствовать войну, родину и застойную тоску

Русский репортер
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
«Современное искусство заражало людей чувством свободы» «Современное искусство заражало людей чувством свободы»

Чем занимался отдел новейших течений Третьяковской галереи

Weekend
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
Привычка быть счастливой Привычка быть счастливой

Как Марина Александрова транслирует свою миссию «делать людей счастливыми»

OK!
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
«Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому» «Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому»

В чем в сущности своей различаются восточная и западная ветви христианства?

Монокль
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
«Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах» «Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах»

Как инопланетян начали искать с помощью радиотелескопов

N+1
Морская прогулка Морская прогулка

Интерьер в эклектичном стиле, вдохновленный островом Санторини

SALON-Interior
Искусственный интеллект освоил 3D-печать Искусственный интеллект освоил 3D-печать

Аддитивные технологии включаются в производство высокотехнологичных изделий

Монокль
Старик и хикикомори Старик и хикикомори

Как и почему молодые японцы прячутся от общества в выдуманных мирах

Правила жизни
«Любовник „всплывал“, как только я сходилась с бывшим»: историю о запутанных отношениях разъясняет психолог «Любовник „всплывал“, как только я сходилась с бывшим»: историю о запутанных отношениях разъясняет психолог

Причины возникновения довольно частого сценария любовного треугольника

Psychologies
Не платил налоги, опубликовал фото с «кровавого» сафари, надел костюм со свастикой: дети политиков, которые попадали в крупные скандалы Не платил налоги, опубликовал фото с «кровавого» сафари, надел костюм со свастикой: дети политиков, которые попадали в крупные скандалы

Скандальные истории наследников глав государств

СНОБ
Время Льва. Зимнее небо Время Льва. Зимнее небо

Об одном из самых крупных зодиакальных созвездий — созвездии Лев

Наука и жизнь
Бог есть свет: Дмитрий Лукьянов «Год в Чувашии» Бог есть свет: Дмитрий Лукьянов «Год в Чувашии»

Глава из романа Дмитрия Лукьянова «Год в Чувашии»

СНОБ
«Когда вкусно, тогда вкусно!» «Когда вкусно, тогда вкусно!»

О кухне народов России

Зеркало Мира
Как можно использовать искусственный интеллект для создания видео? Интересные факты Как можно использовать искусственный интеллект для создания видео? Интересные факты

Как работают ИИ-видеогенераторы, где их применяют и что ждет нас в будущем

ТехИнсайдер
Уменьшить хроническую боль можно с помощью качественного питания Уменьшить хроническую боль можно с помощью качественного питания

Как связаны употребление качественной пищи и хронические боли?

ТехИнсайдер
«Привет, я псих из палаты номер шесть»: история мужчины, который попал в клинику неврозов «Привет, я псих из палаты номер шесть»: история мужчины, который попал в клинику неврозов

Что, если на самом деле психиатрическая больница — это не так уж и страшно?

Psychologies
Вот так спорт, или назло рекордам Вот так спорт, или назло рекордам

Спортивные соревнования, которые и спортом-то не назовешь

Зеркало Мира
«Я перестала страдать из-за отсутствия отношений и нашла счастье в одиночестве»: история одной женщины «Я перестала страдать из-за отсутствия отношений и нашла счастье в одиночестве»: история одной женщины

История женщины, которая нашла счастье в одиночестве

Psychologies
Щавель, персик и трансформер: что значит странный сленг подростков и почему взрослые его запрещают Щавель, персик и трансформер: что значит странный сленг подростков и почему взрослые его запрещают

Почему сленговые выражения подростков так злят старшие поколения?

Psychologies
Гравитационные волны в атмосферах планет Гравитационные волны в атмосферах планет

Гравитационные волны и волны пространства-времени: в чем разница

Наука и жизнь
Что случилось с миром из-за Великой депрессии в США? Узнайте интересные факты о 1930-х Что случилось с миром из-за Великой депрессии в США? Узнайте интересные факты о 1930-х

Какие изменения в мире вызвала Великая депрессия?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении