О проектах, которые помогают людям изменить отношение к болезни и смерти

Русский репортерОбщество

Карта сообществ

В разных регионах России люди создают благотворительные фонды, приюты для бездомных, тестируют доступную среду в своем городе, реализуют некоммерческие образовательные проекты для детей. «Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере мы рассказываем о проектах, которые помогают людям изменить отношение к болезни и смерти

Служба «Ясное утро»

«Мы видим, точнее слышим, как сильна канцерофобия в нашем обществе. И именно сильный страх, неверие в то, что можно что-то изменить, мешает человеку вовремя обратиться ко врачу». Лидия Погибенко, психолог

Служба помощи онкологическим больным «Ясное утро» провела информационную кампанию по профилактике рака «Не тяни — позвони». По горячей линии консультанты объясняли, как проводить профилактику злокачественных заболеваний, как рассчитать риски возникновения рака и в какие дни можно пройти диагностику в Москве. Благотворительный вечер добра

Благотворительный вечер добра

800 000 ₽

Собрали в Иркутске на паллиативную помощь детям. В городе провели Благотворительный вечер добра, на котором выступили известные в области бизнесмены, депутаты, руководители региональных благотворительных организаций. Чтобы помочь детям, можно было не только купить билет на вечер, но и перечислить деньги по СМС на счет Иркутской детской областной больницы, Ивано-Матренинской городской больницы или детский хоспис.

Центр «Верба»

В красноярских школах «настроят» программу профилактики подростковых суицидов. В программе будут принимать участие не только психологи и социальные работники, но и учителя, которые обсудят проблему эмоционального равновесия и техники саморегуляции. На семинарах педагоги подготовят видеопособие о подростковом суициде и профилактике деструктивного поведения.

Школа «Мастерская заботы»

В школе «Мастерская заботы», которую основал фонд помощи хосписам «Вера», подготовили инструкции по уходу за тяжелобольными пациентами. В памятках есть вся основная информация, которой обычно не хватает родственникам, ухаживающим за тяжелобольным человеком дома. Например, как правильно оборудовать комнату больного и сделать безопасными ванную и туалет, какие слова говорить, а от каких лучше отказаться, как правильно составить меню для человека, у которого нет аппетита. Памятку можно скачать в интернете вместе с видеоматериалами.

Death Cafe

В Москве появилось место, где можно за чашкой чая поговорить о смерти или помолчать о ней. Кому лучше завещать пароли от своих социальных сетей? Как пережить смерть родного человека? Когда нужно составлять завещание? Катерина Печуричко, познакомившая Россию с форматом Death Cafe, рассказала «РР», почему все разговоры о смерти — на самом деле о жизни

 

Катерина Печуричко: «Я сказала маме, что ей осталось два месяца, и наступило лучшее время в нашей жизни»

Death Cafe — это место, где можно за чашкой чая поговорить о смерти или помолчать о ней. Кому лучше завещать пароли от своих социальных сетей? Как пережить смерть родного человека? Когда нужно составлять завещание? Катерина Печуричко, познакомившая Россию с форматом Death Cafe, рассказала «РР», почему все разговоры о смерти — на самом деле о жизни

Анна Рыжкова

Как вы поняли, что хотите проводить в Москве встречи для разговоров о смерти?

Раньше я работала в службе «Ясное утро». Это горячая линия помощи онкобольным (по второму образованию я психолог). Поскольку линия круглосуточная и бесплатная для всей страны, нам часто звонили люди и с другими проблемами, от суицидальных мыслей до бытовых конфликтов в семье и на работе. Я поняла, что в очень многих разговорах присутствует тема смерти, и нам часто не с кем поговорить о том, что кто-то из близких может умереть или уже умер. Даже к психологу с этим пойдет не каждый — люди не готовы впрягаться в такую серьезную психологическую работу. Поэтому хотелось придумать или найти какой-то комфортный для людей формат, чтобы те, кому это нужно, могли прийти и поговорить на разные темы, связанные со смертью. И пока я думала, случайно наткнулась на статью о Death Cafe в какой-то английской газете.

Насколько тяжело было найти площадку для таких встреч?

Было важно оказаться в общественно значимом месте, у которого уже есть аудитория, репутация. Я пробовала договориться с библиотеками и музеями, но абсолютно все отказывали под разными предлогами. Говорили: «Смерть — это не наша тема!» или «Вы же нам людей распугаете!». Поэтому первую встречу я провела просто в лофте.

Сколько сейчас таких кафе в России?

В Москве сейчас два. Одно веду я в «Благосфере», второе, в библиотеке Некрасова, ведет моя знакомая Галина Нагорянская. Встречи проводят также в Доме Прав Человека в Воронеже и в центре «Вдох» в Санкт-Петербурге. Еще одна моя коллега, Анжелика Данюшина, в феврале откроет Death Cafe в Ростове-на-Дону.

О чем чаще всего говорят люди, которые приходят в Death Cafe?

Рассказывают истории встреч со смертью — как умирали их родители, близкие, друзья, как они это переживали, о чем теперь жалеют или не жалеют. Делятся мыслями, что для них самих «хорошая» смерть и как они хотели бы быть похоронены. А вообще говорят обо всем, что важно в жизни. Например, о границах свободы и желании помочь умирающему близкому, даже против его воли. Об уважении и достоинстве и как оно проявляется в смерти. О любимых людях, которые уже умерли. Все эти разговоры — о жизни. Если никогда об этом не задумываться, все время куда-то спешить, считая, что мы бессмертные — «все умрут, а я останусь» — тогда редкие столкновения с темой смерти будут пугающими. Но если считать смерть частью жизни, осознавать конечность нашей жизни, приводить свои дела в порядок, составить какие-то распоряжения на случай собственной смерти, человеку может стать спокойнее. И это касается всех, а не только тех, кто тяжело болеет или собирается умирать завтра.

Каждый человек приходит на встречи со своим запросом, своей личной темой. С каким запросом вы сами пришли в проект?

С одной стороны, я пришла ко всему этому с профессиональной позиции. Но есть и личная история, конечно. 12 лет назад от рака умирала моя мама. О том, что человеку осталось жить два месяца, в России говорят не ему самому, а его родственникам. Задача объяснить все маме выпала мне. Это было безумно трудно, я несколько дней не могла из себя ни одного слова выдавить. Но когда все получилось, наступили два лучших месяца в нашей жизни. Можно было разговаривать про все на свете: про то, что мама умрет и нам страшно, про то, как мы будем жить без нее, о чем она в своей жизни сожалеет, чему радуется. Мы рассматривали фотографии, приглашали наших друзей, вспоминали прошлые времена. И мне хотелось узнать, как это устроено у других людей, создать такие условия, чтобы людям было где про это поговорить.

Прежде чем создать Death Cafe, вы изучали международный опыт. Есть страны, где люди уже в гораздо большей степени открыты теме смерти?

Природа человека одинакова — везде существует страх смерти, особенно в западной культуре, везде эту тему воспринимают как тяжелую и неприятную. С другой стороны, в развитых странах очень много разных информационных поводов, кампаний или событий, которые так или иначе касаются темы смерти. В нашей стране относительно недавно появилось хосписное движение, у фонда «Вера» отличные слоганы про «жизнь на всю оставшуюся жизнь». Благодаря таким социальным плакатам и рекламе ты перестаешь шарахаться от слова «хоспис», как было у нас еще 20 лет назад.

В Англии есть прекрасный городской фестиваль «Жизнь, смерть и все остальное», который проводит кладбище Arnos Vale. Несколько дней кладбище устраивает экскурсии, дискотеки, ставит спектакли — все как на обычном фестивале, только тема — смерть. Люди приходят туда семьями, с колясками, с детьми. Когда это происходит каждый год в твоем маленьком городке, ты начинаешь воспринимать смерть как привычную повестку в жизни.

Фотография: из личного архива Катерины Печуричко

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правительство цифровизации Правительство цифровизации

Будет ли в госполитике место живому человеку

Русский репортер
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
Билет в будущее Билет в будущее

Что такое целевое обучение и почему оно может стать трамплином в карьере

Лиза
Американец начал употреблять бром по совету ChatGPT и заработал психоз Американец начал употреблять бром по совету ChatGPT и заработал психоз

Мужчина заработал психоз после совета ChatGPT

N+1
Что будет в небе после МКС Что будет в небе после МКС

Через пять лет над Землёй будут работать станции разных стран, а не одна МКС

Монокль
Как выбрать мясорубку и не превратить кухню в филиал мясокомбината Как выбрать мясорубку и не превратить кухню в филиал мясокомбината

Как выбрать идеальную мясорубку, чтобы она не стала пылесборником на полке

ТехИнсайдер
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать

Как работает отложенный налог на прибыль

Inc.
Как написать в Ватсап без добавления контакта Как написать в Ватсап без добавления контакта

Разберем, написать в Ватсап без добавления номера в телефонную книгу

CHIP
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию

Почему правозащитники выступают за отказ от традиций культа кумари

Forbes
«Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова «Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова

Каким был путь в искусстве Карла Брюллова и как его показывают в музеях

Forbes
Нефть, газ и будущее Нефть, газ и будущее

Стремление заглянуть в будущее — неотъемлемая часть человеческой натуры.

Ведомости
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Искусство детям Искусство детям

Как говорить с ребенком об искусстве, не усыпив его скучными терминами

Grazia
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Как развить интуицию Как развить интуицию

Хочешь научиться доверять внутреннему голосу?

Лиза
Тревожные звоночки Тревожные звоночки

Где заканчивается здоровое беспокойство за своих детей и начинается гиперопека?

Grazia
Гипоаллергенная диета: что включить в меню Гипоаллергенная диета: что включить в меню

Справиться с аллергией можно не только с помощью лекарств

Лиза
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал» Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал»

Владимир Потанин о жизни, главных качествах бизнесмена и жадности

Men Today
«Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича «Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича

История успеха наследия художника Казимира Малевича

Forbes
Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира

Почему взгляды ученых на природу реальности драматически расходятся?

Forbes
Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы

На самом деле китайцы изобрели множество привычных нам вещей

ТехИнсайдер
Три самых популярных ошибки новичка в трейле Три самых популярных ошибки новичка в трейле

Как подготовиться к своему первому трейлу и какие ошибки важно не повторить

Maxim
Матери шимпанзе научили потомков общению Матери шимпанзе научили потомков общению

Этологи обнаружили, что коммуникация шимпанзе формируется под влиянием матери

N+1
Открыть в приложении