В селе Елизарово разбили лагерь любители документалистики со всего региона

Русский репортерОбщество

Каролина Шибко: «Чернота, пьянство, разбой — и это прекрасно»

Анна Рыжкова

В 80 километрах от Ханты-Мансийска, в селе Елизарово, где проживает 200 человек, разбили лагерь любители документалистики со всего региона. Десять дней они стучались в дома жителей и разговаривали с ними о семье, рыбалке, любви, пьянстве, чтобы написать пьесу в технике вербатим и поставить ее в чистом поле. Руководитель проекта Каролина Шибко рассказала, чем такой опыт был полезен для участников лагеря и для жителей села, куда из города можно добраться только летом по реке и зимой по льду

Как вы выбрали место, где будете собирать материал для пьесы?

Нам просто очень хотелось заниматься документалистикой, но не в городе. Село Елизарово недалеко от Ханты-Мансийска, но при этом окружено водой, поэтому осенью и весной нет никакого сообщения с городом. Ты вроде бы можешь дотянуться до цивилизации рукой, но не дотягиваешься, потому что стихия против тебя.

20 человек приезжает в село ставить спектакль. Что вы делали в первый день?

Наш лагерь был на окраине деревни, в конце одной из улиц. В первый день мы вообще практически не выходили к людям, нам было важно выстроить коммуникацию друг с другом. Первым заданием было ответить на вопрос «почему я плохой человек?» и записать себя на диктофон. Эти записи расшифровывались слово в слово, а потом тексты зачитывались перед всеми в случайном порядке. Пока ты сам не откроешь какую-то страшную тайну перед всеми, ты не имеешь права выходить к людям и вытаскивать из них подобные тайны.

Участники сами выбирали, к каким героям идти?

Мы знали, что в селе есть несколько важных персон: условно «бандит», «фермерша», «председатель совхоза»… Но у них могло быть много историй-заготовок, которые по сто раз уже всем рассказывались. А нам нужно было то, что человек никогда никому не говорил. Кого-то привлекали люди с милыми, ухоженными домами (такие хозяева «не выгонят»), кого-то, наоборот, маргиналы. Сложнее всего разговаривать с учителями: с ними все очень формально получается, и сколько бы часов ты с человеком ни провел, очень тяжело эту скорлупу отколупать.

Как вы вели разговор с людьми? Чем это отличается от обычного интервью?

Мы не готовили вопросов заранее, не подводили героев искусственно к каким-то темам. Приходишь и спрашиваешь сначала, например, почему такой низкий потолок в доме. И получаешь ответ: «Денег нет другую избу поставить. Сын погиб, я осталась без кормильца». Ты знаешь, что тебе нужно зайти в дом и не выйти из него через пять минут. Может быть, только на пятый день твой герой действительно тебе откроется. В конце наступает момент, когда становится стыдно за то, что ты пришел к нему с диктофоном.

Мы ведь так редко разговариваем… Да мы вообще не разговариваем со стариками, со своими родителями. Приходишь в дом, потому что получил такое задание. Но через некоторое время продолжаешь беседу уже потому, что сам хочешь слушать. Ты видишь жизнь без преломлений, видишь черноту, пьянство, разбой, но понимаешь, что и это прекрасно.

Как вы работали с материалом?

Бывает, что во время беседы словно в транс впадаешь: бабушка третий час рассказывает про войну, и ты ее уже не слышишь, поэтому важно переслушать весь материал самостоятельно. Потом мы зачитывали расшифровки вслух, и драматург делала для себя пометки. На шестой день проекта она сказала, что материала уже достаточно, и трое суток мы ее не видели.

О чем получился спектакль?

В пьесе семь частей, объединенных общими темами. Про рыбалку и лес, про алкоголь, от которого все беды — многие объясняли свои проблемы так: «потому что пьет» или «потому что пью». Где-то пьеса — о любви к отцу, а где-то о том, как отец всю жизнь человеку испортил. Где-то о нежности, а где-то о любви, от которой умереть хочется.

Герои пришли на спектакль?

Почти всех, чей материал вошел в спектакль, мы оповестили заранее. Старикам было очень приятно, что их жизнью интересуются, а молодые ребята боялись. От кого-то мы скрывали, что пришли с диктофоном, а когда признавались, слышали: «Я тебе душу открыл, а ты меня предала». Я думаю, это хорошая терапия, когда свою же боль можно пережить со стороны. В пьесе нет имен, все тексты перемешаны. В итоге мы со всеми остались друзьями.

У героев, чьи истории вы не взяли в пьесу, не было ощущения, как будто они напрасно вам раскрылись?

В пьесу не вошли очень тяжелые истории, о которых не хотелось говорить вслух, даже если не сообщаются имена. Нет, ощущения такого не было… Думаю, потому, что люди получили нечто ценное от самого разговора.

Почему 18+? Действительно герои не привели детей?

Очень много мата, откровенных сцен, а если выбросить это — выбросишь часть истории. Мы должны были поставить ограничение 18+ и предупредить родителей. Но почти все говорили: «Ну и что? Мы живем так, пускай приходят». Дети действительно не были удивлены.

А как реагировали зрители?

Когда они пришли на спектакль, было видно, что всем им страшно. В пьесе много странного и страшного материала с посылом: ваша жизнь — это жесть. Но никто не был обижен. В конце спектакля у нас вырос четырехметровый парус над деревней, играла светлая музыка и мы просто танцевали под этим парусом со всеми, кто пришел на спектакль.

Теперь спектакль можно поставить где-то еще?

Мы показывали постановку не на сцене, а в поле. Использовали конструкцию, из которой много лет назад должна была получиться ферма, но ее не достроили. Очень много писали звуков — электростанция, птицы, и использовали их во время постановки. То есть в таком виде спектакль мог существовать только единожды. Мы дали себе два месяца, чтобы поработать с пьесой, поставить ее в Ханты-Мансийске. С нами была девушка, которая весь процесс документировала, и в сентябре состоится премьера и спектакля, и кинофильма.

Фотография: Кирилл Меркурьев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новое двуличие Новое двуличие

Как с помощью провокации молодых людей подвели под статью об экстремизме

Русский репортер
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Ядерная медицина и нанотехнологии: как в Ульяновской области развивают инновации Ядерная медицина и нанотехнологии: как в Ульяновской области развивают инновации

Ульяновская область: ядерные инновации для будущего России

ФедералПресс
Оправданны ли траты: почему брекеты стоят так дорого? Оправданны ли траты: почему брекеты стоят так дорого?

Почему брекеты стоят так дорого и на чем нельзя экономить при лечении

ТехИнсайдер
Остаться там откуда уезжают Остаться там откуда уезжают

Как Антонио Монтальто приехал в Армению по работе, а остался из-за любви

Seasons of life
Верю – не верю Верю – не верю

Что такое эзотерика, и в каком случае она может навредить

Лиза
Я поднимаю свой — вокал Я поднимаю свой — вокал

Вечный спор физиков и лириков: можно ли стать певцом в зрелом возрасте?

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении