Феникс, Жигули и смысл жизни. Экзистенциальная Россия глазами молодых фотографов
3–7 июля в Калуге пройдет Всероссийский фестиваль «Молодые фотографы России — 2019», который подведет итоги одноименного конкурса и соберет в одном городе около 200 авторов практически из всех регионов страны. «РР» публикует избранные работы финалистов конкурса и пытается уловить главные образы времени
— В детстве я ненавидел людей. Мне иногда казалось, что они считают меня животным. В какой-то момент я увлекся изучением психологии. Это мне многое объяснило и во многом помогло. А ненависть прошла сама. Я просто пустил это по течению, — говорит герой фотоистории Павла Волкова, который в детстве получил серьезнейшие ожоги, обезобразившие его лицо, и который теперь ассоциирует себя с птицей Феникс, возродившейся из огня.
В этом году на конкурс «Молодые фотографы России» было представлено много историй, которые круты сами по себе, без скидок на молодость или тему, — много отличных проектов. Достаточно сказать, что фотоистории сразу троих финалистов были ранее опубликованы в «РР», а две из них вышли на обложку журнала. Это «Остров Крым» Станиславы Новгородцевой с крайне эстетичным и парадоксальным взглядом на пятилетие «нашести» Крыма. Это проект Натальи Ершовой под названием «Путешествие на край комнаты» — о людях в мегаполисе, которые решили не выходить из дома, — который удивительно точно срезонировал с нашим исследованием о новом небывалом одиночестве в большом городе. А история Макара Терешина — настоящая журналистская находка — о том, как в северной Мезени местные жители утилизируют упавшие ступени космических ракет, запущенные с Плесецка (эти истории не представлены в данной подборке, потому что уже были в «РР», но и представленные — прекрасны).
В этом году на конкурсе мы видим не только очень сильные репортажные истории, но и очень личный экзистенциальный взгляд на вещи. Так, в проекте Александра Матвеева «Мигранты Калининграда» есть потрясающие символические кадры: мусульманин молится на фоне советских среднеэтажек. Тут все настоящее и при этом парадоксальное — и серьезность молитвы, и светская обыденность, и общее небо.
— Если быстро и мимоходом, не вглядываясь, — какая странная эта ваша молодая фотография! — говорит Наталья Ударцева, куратор проекта «Молодые фотографы России — 2019». — Молодая фотография — о злободневном. О том, о чем мы постоянно думаем, говорим, обсуждаем. Только она — не в лоб, не буквально, а на уровне образов, метафор и ассоциаций. О сиюминутности жизни и неизбежности смерти.
Действительно, в этом году не так много взглядов, обращенных на себя, самокопания (хотя и такое есть в более художественной и нерепортажной фотографии — и часто тоже очень интересно); гораздо больше взглядов вовне, на реальную жизнь, но каждый раз взглядов очень личных. Например, в проекте Сергея Паршукова «Милый Север» мы видим не только исчезающую Воркуту, но и пристальное внимание автора к жизни вообще, к тому, как жить на грани невозможного. История Антона Климова о последнем ветеране байкальского загадочного мистического острова Ольхон, 96-летнем Алексее Васильевиче Копылове, соединяет сразу несколько реальностей времени-пространства.
— Мне было приятно, что многие темы рассказаны молодыми авторами с очень личных позиций, но в то же время четко связаны с массовыми тенденциями, — говорит Ольга Ингуразова, независимый фото- и видеожурналист, документалист и продюсер. — В центре почти каждой темы оказывается человек. Внимание авторов направлено больше на актуальные проблемы, а не на рефлексию, погружающую в прошлое.
Фестиваль и конкурс «Молодые фотографы России — 2019»
Организаторы: Союз фотохудожников России, Школа визуальных искусств (Москва), Детская школа искусств № 2 имени С. С. Туликова (Калуга) при поддержке правительства Калужской области. Генеральный партнер — компания CANON. Официальный партнер — Информационный культурный центр КО (ИКЦ КО). Поддержка: грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленный Фондом президентских грантов.
Ольга Коваль. Аннигиляция. Аннигиляция — термин, означающий реакцию превращения двух частиц при их столкновении в нечто новое, отличное от исходного. В реальности 2019 года, с прогрессом роли социальных сетей в наших жизнях, человек все более противопоставляет себя окружающему, персонализируя свою личность, отдаляясь от среды в поисках своей уникальности. Это значит, что мы все больше задумываемся о частном, личном; занимаем время выстраиванием собственных границ и все больше погружаемся в мир внутренней среды, забывая про среду внешнюю. Проект «Аннигиляция» призван обратить внимание на то, что человек и окружающая его среда — едины. Что один не может существовать отдельно от другого. Более того, за смертью окружающего последует и смерть человека. И это в высшей степени характеризует важность и значимость бережного отношения человека к природе, людям, животным и к самому себе.
Федор Телков. Псовая охота. Псовая охота заключается в травле и ловле зверей борзыми собаками. Возникла первоначально у арабов, затем перешла к монголам и от них, во время нашествия на Русь, сделалась известной и в России. Особое развитие псовая охота получила во время правления Ивана Грозного. Псовая охота производится преимущественно на лисиц и зайцев. <...> Сегодня эта русская забава стала экзотикой и спортом небольшого количества любителей. Для охотников это возможность погрузится в историю, оказаться на природе, тренировать собак, соревноваться с другими охотниками в подготовке, ловкости и удаче.
Антон Уницын. Тюрьма после тюрьмы. Даниле 21 год. Сначала был детский дом, затем кража, задержание, следствие. 5 лет он провел в СИЗО. В тюрьму так и не попал — замучал судебные инстанции жалобами и апелляциями. Сейчас он работает в одной из НКО. Деньги на ее деятельность выделяет ЕС. Суть работы в оказании юридической помощи заключенным. Сам Данила хочет стать юристом, чтобы оказывать эту помощь более квалифицированно. Сейчас он студент юридического факультета одного из российских вузов. Он хочет помогать, и не только тем, кто в тюрьме, но и тем, кто уже отсидев, сталкивается с несправедливыми ограничениями и предвзятым отношением. Как и он сам.
Павел Воков. Феникс. «А кожа у меня местами, как песок на пляже», — говорит он и посмеивается. А ты слушаешь и не понимаешь — посмеяться ли следом или все-таки не стоит. Леша вот не думает. Леша — смеется. Что там внутри — за смешками и шуточками про пляж, а также за десятками пластических операций, поездками по лучшим клиникам мира — точно известно одному ему — мальчику родом из далекой бурятской деревни с пугающим названием Кома.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний? Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.