Феникс, Жигули и смысл жизни. Экзистенциальная Россия глазами молодых фотографов
3–7 июля в Калуге пройдет Всероссийский фестиваль «Молодые фотографы России — 2019», который подведет итоги одноименного конкурса и соберет в одном городе около 200 авторов практически из всех регионов страны. «РР» публикует избранные работы финалистов конкурса и пытается уловить главные образы времени
Анар Мовсумов. Боевая Классика. «Жигули» — культовое слово в городе Тольятти. «Боевая классика» — неформальное объединение любителей старых «классических» моделей «Жигулей». Молодые тольяттинцы покупают за копейки старые машины (часто не на ходу), восстанавливают их в гаражах, модернизируют и устраивают импровизированные ночные гонки на парковках ТЦ или АвтоВАЗа.
— В детстве я ненавидел людей. Мне иногда казалось, что они считают меня животным. В какой-то момент я увлекся изучением психологии. Это мне многое объяснило и во многом помогло. А ненависть прошла сама. Я просто пустил это по течению, — говорит герой фотоистории Павла Волкова, который в детстве получил серьезнейшие ожоги, обезобразившие его лицо, и который теперь ассоциирует себя с птицей Феникс, возродившейся из огня.
В этом году на конкурс «Молодые фотографы России» было представлено много историй, которые круты сами по себе, без скидок на молодость или тему, — много отличных проектов. Достаточно сказать, что фотоистории сразу троих финалистов были ранее опубликованы в «РР», а две из них вышли на обложку журнала. Это «Остров Крым» Станиславы Новгородцевой с крайне эстетичным и парадоксальным взглядом на пятилетие «нашести» Крыма. Это проект Натальи Ершовой под названием «Путешествие на край комнаты» — о людях в мегаполисе, которые решили не выходить из дома, — который удивительно точно срезонировал с нашим исследованием о новом небывалом одиночестве в большом городе. А история Макара Терешина — настоящая журналистская находка — о том, как в северной Мезени местные жители утилизируют упавшие ступени космических ракет, запущенные с Плесецка (эти истории не представлены в данной подборке, потому что уже были в «РР», но и представленные — прекрасны).
Александр Матвеев. Мигранты. Калинин града Проект исследует восприятие переселенцами своего нового места жительства — города Калининграда. Особое внимание сфокусировано на том, как город и место меняются физически благодаря участию его новых жителей.
В этом году на конкурсе мы видим не только очень сильные репортажные истории, но и очень личный экзистенциальный взгляд на вещи. Так, в проекте Александра Матвеева «Мигранты Калининграда» есть потрясающие символические кадры: мусульманин молится на фоне советских среднеэтажек. Тут все настоящее и при этом парадоксальное — и серьезность молитвы, и светская обыденность, и общее небо.
— Если быстро и мимоходом, не вглядываясь, — какая странная эта ваша молодая фотография! — говорит Наталья Ударцева, куратор проекта «Молодые фотографы России — 2019». — Молодая фотография — о злободневном. О том, о чем мы постоянно думаем, говорим, обсуждаем. Только она — не в лоб, не буквально, а на уровне образов, метафор и ассоциаций. О сиюминутности жизни и неизбежности смерти.
Александра Витушкина. Олени часто гибнут под колесами. За последние полгода этот ковер, провисевший много лет в старой хрущевке, видел две смерти. Каждой ворсинкой он впитал запах затхлости, старости и крови. Долгие годы вытканный олень, не шевелясь, таращил свои пустые глаза, наблюдая за медленным и естественным угасанием одной жизни и внезапным и драматичным окончанием другой. Будучи невольным свидетелем столь разных жизней и столь разных смертей, он стал для меня воплощением стагнации. Долгого, томительного предчувствия, которое предшествует резкому необдуманному действию. Результат которого непредсказуем. Безопасен или трагичен. Значим или бессмыслен. Ожидание. Страх. Стресс. Вспышка. Испуг. Олени часто гибнут под колесами.
Действительно, в этом году не так много взглядов, обращенных на себя, самокопания (хотя и такое есть в более художественной и нерепортажной фотографии — и часто тоже очень интересно); гораздо больше взглядов вовне, на реальную жизнь, но каждый раз взглядов очень личных. Например, в проекте Сергея Паршукова «Милый Север» мы видим не только исчезающую Воркуту, но и пристальное внимание автора к жизни вообще, к тому, как жить на грани невозможного. История Антона Климова о последнем ветеране байкальского загадочного мистического острова Ольхон, 96-летнем Алексее Васильевиче Копылове, соединяет сразу несколько реальностей времени-пространства.
Юлия Гуськова. Ялта. Место под солнцем. Ялта — это помесь чего-то европейского, напоминающего виды Ниццы, с чем-то мещанскиярмарочным, — писал в 1888 году Чехов сестре Марии Павловне. Ялта вне времени. Декорации неизбежно меняются, стараются идти в ногу со временем, но даже в обновленных и осовремененных пейзажах живут бессмертные чеховские персонажи. С лучами солнца пляж оживает: наполняется криками, пантомимами и карикатурами. За этими сюжетами можно наблюдать бесконечно.
— Мне было приятно, что многие темы рассказаны молодыми авторами с очень личных позиций, но в то же время четко связаны с массовыми тенденциями, — говорит Ольга Ингуразова, независимый фото- и видеожурналист, документалист и продюсер. — В центре почти каждой темы оказывается человек. Внимание авторов направлено больше на актуальные проблемы, а не на рефлексию, погружающую в прошлое.
Антон Климов. Последний. Четыре часа от Иркутска, паром, еще час по разбитой дороге до Хужира, центрального и самого туристического поселка острова, потом семь километров до деревни Харанцы. В ней и живет 96-летний Алексей Васильевич Копылов, последний ветеран острова Ольхон.
Фестиваль и конкурс «Молодые фотографы России — 2019»
Организаторы: Союз фотохудожников России, Школа визуальных искусств (Москва), Детская школа искусств № 2 имени С. С. Туликова (Калуга) при поддержке правительства Калужской области. Генеральный партнер — компания CANON. Официальный партнер — Информационный культурный центр КО (ИКЦ КО). Поддержка: грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленный Фондом президентских грантов.
Ольга Коваль. Аннигиляция. Аннигиляция — термин, означающий реакцию превращения двух частиц при их столкновении в нечто новое, отличное от исходного. В реальности 2019 года, с прогрессом роли социальных сетей в наших жизнях, человек все более противопоставляет себя окружающему, персонализируя свою личность, отдаляясь от среды в поисках своей уникальности. Это значит, что мы все больше задумываемся о частном, личном; занимаем время выстраиванием собственных границ и все больше погружаемся в мир внутренней среды, забывая про среду внешнюю. Проект «Аннигиляция» призван обратить внимание на то, что человек и окружающая его среда — едины. Что один не может существовать отдельно от другого. Более того, за смертью окружающего последует и смерть человека. И это в высшей степени характеризует важность и значимость бережного отношения человека к природе, людям, животным и к самому себе.
Федор Телков. Псовая охота. Псовая охота заключается в травле и ловле зверей борзыми собаками. Возникла первоначально у арабов, затем перешла к монголам и от них, во время нашествия на Русь, сделалась известной и в России. Особое развитие псовая охота получила во время правления Ивана Грозного. Псовая охота производится преимущественно на лисиц и зайцев. <...> Сегодня эта русская забава стала экзотикой и спортом небольшого количества любителей. Для охотников это возможность погрузится в историю, оказаться на природе, тренировать собак, соревноваться с другими охотниками в подготовке, ловкости и удаче.
Антон Уницын. Тюрьма после тюрьмы. Даниле 21 год. Сначала был детский дом, затем кража, задержание, следствие. 5 лет он провел в СИЗО. В тюрьму так и не попал — замучал судебные инстанции жалобами и апелляциями. Сейчас он работает в одной из НКО. Деньги на ее деятельность выделяет ЕС. Суть работы в оказании юридической помощи заключенным. Сам Данила хочет стать юристом, чтобы оказывать эту помощь более квалифицированно. Сейчас он студент юридического факультета одного из российских вузов. Он хочет помогать, и не только тем, кто в тюрьме, но и тем, кто уже отсидев, сталкивается с несправедливыми ограничениями и предвзятым отношением. Как и он сам.
Павел Воков. Феникс. «А кожа у меня местами, как песок на пляже», — говорит он и посмеивается. А ты слушаешь и не понимаешь — посмеяться ли следом или все-таки не стоит. Леша вот не думает. Леша — смеется. Что там внутри — за смешками и шуточками про пляж, а также за десятками пластических операций, поездками по лучшим клиникам мира — точно известно одному ему — мальчику родом из далекой бурятской деревни с пугающим названием Кома.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний? Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.