От редакции

Русский репортерОбщество

От редакции

Платоновский парадокс

Готовя этот материал, мы связались с двумя дальнобойщиками. Один из них живет в Питтсбурге, другой в Махачкале. Один колесит по разным штатам Америки, другой ездит в подмосковные Химки и обратно. Мы спросили обоих, об экономике их дела. Почти все одинаково — пробег, затраты на топливо, плата за сервисы компании-диспетчера. Но, судя по их оценкам, российский дальнобойщик будет платить около 400 тысяч рублей в год, а американский — примерно в семь раз меньшую сумму. Разумеется, эти цифры стоило бы корректно проверить (у нас данные только двух людей в разных странах, записанные с их слов), прежде всего правительство должно было бы оценить это. Ведь очевидно, что проблема  налогов и сборов именно российскими дальнобойщиками воспринимается как существенная.

В противостоянии дальнобойщиков и правительственных решений у каждой стороны есть свои аргументы. Водители говорят о том, что налоговое бремя подрывает их бизнес. Власти же полагают, что раз именно машины дальнобойщиков ощутимее всего разрушают дороги, то логично было бы, чтобы часть их прибылей пошла на ремонт.

Понятно, что много работающие дальнобойщики могут иметь чистую прибыль в раза четыре большую, чем средняя зарплата по стране, то есть это не проблема бедных людей. Но это проблема людей самостоятельных и тяжелым трудом зарабатывающих деньги. И, кроме того, их работа — кровь экономики. Чем больше перевозки, тем живее экономика.

И тут парадокс. Правительство утверждает, что большегрузы наносят ущерб дорогам. Да, это так. Но чего хочет правительство? Чтобы меньше ездили? То есть, чтобы меньше экономика стала? Очевидно ведь, что сборы «Платона» не соразмерны проблеме улучшения качества дорог, тут нужны на порядки большие инвестиции.

Стратегически правительство должен был бы рассмотреть проблему перевозок в стране целом, а не вопрос какого-одного сбора для корпорации-оператора системы «Платон» . Почему у нас многие частные компании предпочитают автомобильные перевозки, хотя по идее могли бы перевозить грузы по железной дороге? Ведь это бы существенно разгрузило сильно нагруженные дороги в регионах. Потому что для маленьких и средних компаний это практически нереально — как по цене, так и по административному доступу. А нереально потому, что политика монополий направлена на обслуживание больших контрактов, «маленьким» при таком раскладе места нет. А вот грузовик дальнобойщика как раз соразмерен динамичному бизнесу.

Такова транспортная политика в нашей стране. А раз она так устроена, может быть, в том, что «бьются» дороги, виноваты не дальнобойщики, а те, кто распределил таким образом потоки? Инфраструктурное строительство может поддерживаться налогами с владельцев тягачей и трейлеров, но не может окупаться. Наивно будет полагать, что дальнобойщики и представители малого и среднего бизнеса будут ответственны за инфраструктуру в стране.

То же самое касается и платных дорог.  Мировой опыт говорит о том, что они имеют смысл только в том случае, если они имеют смысл не для госмонополий, а для страны, когда они являются дублерами других трасс. Ты можешь ехать бесплатно, но медленно или быстро, но за деньги, но это вопрос не окупаемости инвестиций в дороги, а распределения транспортных потоков. Инфраструктура — это, в первую очередь, вопрос развития экономики в целом, а не прибыли прямо сейчас.

Есть ощущение, что мы неправильно пользуемся рыночными инструментами. Вернее, не понимаем, что рыночные инструменты — это всего лишь инструменты. Ключевым параметром экономики является не прибыль какой-то одной крупной частной компании-монополиста, а производительность экономики в целом. В этом и есть смысл управления страной, а не в поддержке положительного баланса нескольких монополий. У нас же правительство, как кажется, не столько управляет страной, сколько обслуживает интересы некоторого количества крупных компаний. Отсюда бодания за тарифы естественных монополий, попытки прижать мелкий бизнес.

Мы пока не можем сказать насколько терпимы и уместны «платоновские» меры, частный бизнес и должен бороться за свой интерес, может быть, даже иногда и прибедняясь. Но вопросы же не в том, как с частника взять максимальное возможное количество налогов. Вопрос в том, как экономике страны лучше. И правительство не доказало, что думает о стране. По крайней мере, в этом вопросе. 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сериалы Сериалы

Обзор новых сериалов от Дмитрий Аношина

Русский репортер
В космосе обнаружили разрушительное явление, которому нет равных по масштабу В космосе обнаружили разрушительное явление, которому нет равных по масштабу

В просторах Вселенной разворачиваются драмы поистине космического масштаба

Inc.
Восток VS Запад Восток VS Запад

Сравним отношение к радостям жизни на Востоке и Западе!

Лиза
Зоолог впервые заснял самого крупного грызуна Австралии и Океании Зоолог впервые заснял самого крупного грызуна Австралии и Океании

Зоолог впервые запечатлел на фото и видео низинную мохнатую крысу

N+1
Мир, дружба, Мир, дружба,

Актеры Кирилл Кяро и Даниил Страхов — о дружбе, работе и “Гипнозисеˮ

Men Today
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля

57 дней в одиночестве: невероятная история Ады Блэкджек

Forbes
Как выбрать кроссовки для спорта Как выбрать кроссовки для спорта

8 советов, которые помогут подобрать правильную обувь для тренировок

Лиза
Кино привезли Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Деньги
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк

Историк танца — о тех, кто решил пойти против течения и перевернуть балетный мир

РБК
Рост на цифрах Рост на цифрах

Какие факторы способствуют увеличению рынка ЦФА

Ведомости
Полет фантазии: произведения Рихарда Вагнера в пяти фильмах Полет фантазии: произведения Рихарда Вагнера в пяти фильмах

Пять известных фильмов, в которых звучат сочинения немецкого композитора Вагнера

Правила жизни
Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке

Орнитологи выяснили, почему большие медоуказчики иногда направляют людей к змеям

N+1
Батя может Батя может

«Этернавт»: аргентинский сериал про снежный апокалипсис в Буэнос-Айресе

Weekend
Стоп, снято! Стоп, снято!

Олег Трофим — о причинах всеобщей любви к хулиганам

Правила жизни
Полис ограниченного действия Полис ограниченного действия

Экономят ли работодатели на ДМС для сотрудников

Деньги
Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня

Об условиях, в которых принимались решения о вводе и выводе войск из Афганистана

Монокль
Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной

Вступить в «кружок поэтов ИФЛИ» было никак не легче, чем в Союз писателей СССР

Знание – сила
«Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой «Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой

Что стоит за стремлением зумеров снять вирусный рилс с песней из детства?

Forbes
Коты любят молоко, но им его нельзя. Почему? Коты любят молоко, но им его нельзя. Почему?

Почему кошкам вообще не следует пить молоко?

ТехИнсайдер
Шимпанзе способны оказывать медицинскую помощь друг другу Шимпанзе способны оказывать медицинскую помощь друг другу

Приматы не только залечивают собственные раны, но и помогают сородичам

ТехИнсайдер
«Отстаиваю свое право не сойти с ума»: Светлана Ходченкова о ролях, карьере и свободе «Отстаиваю свое право не сойти с ума»: Светлана Ходченкова о ролях, карьере и свободе

Актриса Светлана Ходченкова — чему можно научиться даже у неприятных героев?

Forbes
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Наночастицы пластика могут принести ионы тяжелых металлов в организм человека Наночастицы пластика могут принести ионы тяжелых металлов в организм человека

Пагубное воздействие частиц нанопластика еще больше усиливается

ТехИнсайдер
Золото выглядит дорого Золото выглядит дорого

Бурный рост цен на золото создал благоприятные условия для золотодобычи в России

Монокль
Стравинский. Танцы. Люди Стравинский. Танцы. Люди

Денис Мережковский разбирается в правилах хореографического импортозамещения

Moodboard
Ядерная война приведет к потере 80 процентов урожая кукурузы Ядерная война приведет к потере 80 процентов урожая кукурузы

Ядерная война уронит годовое производство кукурузы на планете на 80 процентов

N+1
Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов

Как предпринимательница превратила любовь к сказам в успешный проект

Forbes
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Открыть в приложении