Интервью с основателем компании «Вымпелком» Дмитрием Зиминым

ForbesБизнес

«Есть масса явлений, от которых мне стыдно, тошно, но это моя страна, и я никуда не уеду»: основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин — о науке, лидерстве и филантропии

Александр Архангельский

tass_30616902.jpg__1606235183__13109__vid816467e.jpg
Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС

В интервью Forbes Life основатель оператора сотовой связи — компании «Вымпелком», меценат и учредитель премии «Просветитель» Дмитрий Зимин рассказал о новом издании мемуаров, дополненных событиями последних 13 лет, о радиолюбительстве в послевоенной Москве, определившем жизненный путь, о смешанных эмоциях после ухода в отставку и продажи доли в «Вымпелкоме» и о том, почему у людей науки обостренное восприятие добра и зла.

Этой осенью вышло второе — обновленное издание книги «От Двух до 72» российского предпринимателя, основателя крупнейшего оператора сотовой связи-компании «Вымпелком», мецената и учредителя премии «Просветитель» Дмитрия Зимина. В интервью литературному критику и телеведущему Александру Архангельскому Зимин рассказал об умении отказываться от власти ради любви к собственному детищу, об удивительных случайностях в жизни, задающих новый поворот судьбы, и о научно-популярной литературе как жанре, позволяющем оставаться честным перед самим собой и сохранять трезвость ума. С разрешения организаторов премии «Просветитель» Forbes Life публикует полную расшифровку интервью.

— Дмитрий Борисович, первое, что обнаруживает человек, никогда не бывавший у вас на даче, — это стоящую прямо во дворе билайновскую вышку. Это подарок от компании, как вообще она тут появилась?

— Естественно, это случилось, когда я сюда приехал под давлением Марьи Павловны (супруга Дмитрия Зимина. — Forbes Life). Я дачу терпеть не мог всю жизнь, а Марья Павловна все повторяла: «Хочу дачу!» Ну, хочешь здесь — давай! Конечно, я здесь абсолютно не бывал. Я не дачный человек. Ну и, конечно, первым вопросом было: «Господи, а почему здесь такая плохая связь?» Я все-таки президент «Вымпелкома», я не могу с такой связью, ну-ка, ребята! И здесь была подставлена вышка, подключена, все как надо. Она, конечно, абсолютно официальная. А как иначе здесь без вышки? Жизни нет. Потом тут появился коттеджный поселок, вышку еще обвесили, наставили других антенн и сейчас здесь все: и сотовая связь, и телевидение, причем все стандарты. Ее используют многие. Мне не жалко — ради Бога.

— Дмитрий Борисович, вы уже не юный человек.

— Да, сознаюсь.

— Книга, которая только что вышла вторым изданием, — и я вас сердечно поздравляю — называется «От двух до…». А первая называлась «От 2 до 72».

— Как пелось: от двух до семидесяти двух — в рифму. А тут рифмы не было.

— Тут рифмы нет, зато есть открытый финал, потому что жизнь продолжается, и это «до» — это ваше «до» и наше «до». Моему младшему сыну как-то невероятно повезло: он оказался с вами в Ясной Поляне за одним столом и вдруг увидел, что человек — для него зрелые люди далеки — начинает лезть в телефон, что-то искать… Потом начинает ворчать, что связь ужасная — это вы, Дмитрий Борисович, — что эта связь никуда не годится: «Здесь сидеть невозможно, тут нет интернета, не вижу, что мне пишут в WhatsApp, что мне пишут в личку — я ухожу!»

— Совершенно не помню этого.

— Но моего сына это привело в дикий восторг! Обычно новое поколение пользуется плодами того, что вы сделали, не понимая того, что это сделали вы. Но когда видят, что человек старшего поколения уходит в интернет, потому что за пределами интернета жизни словно бы и нет, это производит невероятное впечатление! Сейчас мы с вами говорим после пандемии или после ее первого этапа, когда вы вынужденно стали дачным человеком на несколько месяцев…

— Впервые в жизни я здесь провел несколько месяцев.

— Но давайте представим, а что бы было? Вот случилась пандемия, а сотовой связи нет.

— Тогда бы и пандемии не было! Шучу.

— Или мы бы о ней не узнали.

— Да, или я бы о ней не узнал. Понимаете, в чем дело: вы задали вопрос, что было бы, если бы не было этой жизни. Была бы другая жизнь, естественно, жизнь очень недостойная, очень плохая, в отрыве от — нет, я даже не хочу об этом говорить! Такого не может быть, потому что не может быть никогда, Господь с вами!

— Я читаю вашу книгу, и второе издание мне понравилось больше, чем первое. Знаете почему? В первом вы «спрямляли» события, выстраивали их хронологически, как положено в мемуарной книге, чтобы события шли последовательно: детство, отрочество, юность, мои университеты, работа здесь, работа там, пришел в «Вымпелком», конкурировал за частоту — все по очереди. В новой книге вы вдруг говорите: «Нет, подождите, про детство — отлично, но вот у меня есть фотография, где два моих американских партнера, я сейчас про них расскажу, а потом пойдем дальше». И это вдруг оказалось очень похоже на вас: у меня ощущение, что вы не из тех, кто жестко планирует настоящее и будущее, а из тех, кто вдруг идет по пути озарения. Вспыхнуло, уловили — пошли. Так строилась ваша биография?

— Я могу объяснить некую логику этой книжки. У меня — здесь в том числе — собран архив документов, фотографий. И книга, по сути дела, это комментарий к тем фотографиям и документам, которые вывалились из моего архива. Там, где нет фотографий и документов, хотя были и события, иногда очень яркие — о них я не пишу. Ну чего о них писать? Со слов — иногда сам не поверишь: неужели такое было? Где документы? Нету. По сути дела, я даю комментарии к фотографиям и документам, которые у меня нашлись, которые есть у каждого человека. И это очень интересно. Я призываю всех, когда доживете до определенного возраста, перебирать пачку своих фотографий и балагурить на сей счет. Это может быть очень интересно!

— Балагурить по поводу серьезного — самое интересное из всего, что есть в этой жизни! Но для того, чтобы это было возможно, нужно, чтобы фотоаппарат стал другом с юности, с детства.

— Да, у меня так и было.

— Каким был ваш первый фотоаппарат? Он же был не пленочным, а со стеклянными пластинами.

— Первым моим фотоаппаратом был «Фотокор» — камера 9x12, в нее вставлялась кассета со стеклянной пластинкой 9x12. У нее была светосила 4,5, такие раздвижные меха. «Фотокор» был куплен в комиссионном магазине на Старом Арбате — Нового тогда не было — почти напротив выхода Большого Афанасьевского на старый Арбат, с левой стороны. Там и сейчас довольно высокое здание еще довоенной постройки, и в нем на первом этаже был комиссионный магазин. Я долго канючил, мне давали деньги. «Фотокор» был абсолютно дешевый, но это было счастье.

— «Это было счастье» в вашей книжке повторяется постоянно. Сначала радиоприемник, который вы сами для себя собрали…

— Приемник-то был самодельный, это просто.

— А телевизор?

— А телевизор — это уже событие! Телевизор у меня действительно был самодельный, это, наверное, год 50-й. Боже мой, вы знаете, бывает в жизни везение, божья благодать — это радиолюбительство. И я не знаю, что бы со мной было в той очень хулиганистой послевоенной Москве, если бы не радиолюбительство. Это было захватывающе интересно!

— Вам было кому подсказать? Ведь отца уже не было, отец погиб.

— Нет, отца уже давно не было. В нашем классе радиолюбителей насчитывалось всего 2–3 человека, между прочим. Сергей Макарович Алексеев — Боже мой, наш учитель физики — с большой буквы! Мы захаживали друг к другу домой. Я к учителю — это понятно, а учитель ко мне в Большой Афанасьевский, в нашу коммунальную квартиру захаживал — и вот было событие. К Диме учитель пришел! Причем не с жалобой, а по-дружески.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«В России тяжело не бояться»: как восьмиклассник создал конкурента государства на рынке электронных дневников «В России тяжело не бояться»: как восьмиклассник создал конкурента государства на рынке электронных дневников

Восьмиклассник придумал, как заработать на цифровизации школьного образования

Forbes
Великое ухо Великое ухо

Чем славен радиотелескоп Аресибо

N+1
Суперабсорбирующий гель сделал почву самополивающейся Суперабсорбирующий гель сделал почву самополивающейся

Эту разработку можно будет использовать для земледелия в засушливых регионах

N+1
Не шоколадом единым: какая еда делает нас счастливыми Не шоколадом единым: какая еда делает нас счастливыми

Как еда помогает нам улучшить настроение

Psychologies
Правила жизни Скарлетт Йоханссон Правила жизни Скарлетт Йоханссон

Правила жизни американской актрисы

Esquire
Человек, который придумывает будущее Человек, который придумывает будущее

Компания с российскими корнями разрабатывает уникальные технологии для авто

Популярная механика
Отверженная и очень опасная: лучшие фильмы с Амандой Сейфрид Отверженная и очень опасная: лучшие фильмы с Амандой Сейфрид

Аманда Сейфрид за последние годы сделала стремительный профессиональный рывок

Cosmopolitan
Дарит прокрастинацию, чувство вины и забирает радость от жизни: почему список дел хуже расписания в календаре Дарит прокрастинацию, чувство вины и забирает радость от жизни: почему список дел хуже расписания в календаре

Вы встречали кого-то, кто выполняет всё, что обещал сделать за день?

VC.RU
Дружба с ведущими кутюрье и французские фасоны в СССР: что Майя Плисецкая сделала для моды Дружба с ведущими кутюрье и французские фасоны в СССР: что Майя Плисецкая сделала для моды

Рассказываем, что связывает Майю Плисецкую с мировой модой

Esquire
Мыльная опера королевского ранга: рассказываем о четвертом сезоне Мыльная опера королевского ранга: рассказываем о четвертом сезоне

Четвертый сезон «Короны» — 1980, Маргарет Тэтчер и принцесса Уэльская Диана

Esquire
5 приятных фактов про боль 5 приятных фактов про боль

Безболезненно о наболевшем

Maxim
Трендовые бьюти-образы: 16 идей стильного макияжа для карих глаз Трендовые бьюти-образы: 16 идей стильного макияжа для карих глаз

Конец осени и начало зимы — это не повод отказываться от мейкап-экспериментов

Cosmopolitan
Стоит ли вам с девушкой начать спать в разных кроватях? Советы экспертов, как сделать это правильно Стоит ли вам с девушкой начать спать в разных кроватях? Советы экспертов, как сделать это правильно

Иногда это может спасти отношения

Playboy
3 секрета Кейт Бекинсейл 3 секрета Кейт Бекинсейл

Ее называют самой привлекательной британской актрисой последнего десятилетия

Худеем правильно
Отпуск по обмену Отпуск по обмену

Восстановление дома 1485 года постройки

AD
Как носить пальто поверх теплой одежды и небрежно повязывать шарф — учимся у Венсана Касселя Как носить пальто поверх теплой одежды и небрежно повязывать шарф — учимся у Венсана Касселя

Венсан Кассель — мастер непринужденных, расслабленных, даже небрежных образов

Esquire
Человек «растроенный»: как и чем живет группа OQJAV Человек «растроенный»: как и чем живет группа OQJAV

Мы поговорили с группой OQJAV о том, как все устроено в их трио

РБК
Встречай! Встречай!

Новогодний календарь от Cosmo с идеями на каждый день декабря

Cosmopolitan
Дежурный по стране. Памяти Михаила Жванецкого — великого советского сатирика Дежурный по стране. Памяти Михаила Жванецкого — великого советского сатирика

Михаил Жванецкий — великий комедийный артист

Esquire
6 вещей, которые всегда будут мотивировать тебя справляться со всеми делами 6 вещей, которые всегда будут мотивировать тебя справляться со всеми делами

Что делать, когда кажется, что ты ничего не успеваешь

Playboy
Не просто шлепок: почему детей нельзя наказывать физически Не просто шлепок: почему детей нельзя наказывать физически

Как физические наказания влияют на детей

Psychologies
На ошибках учатся На ошибках учатся

Леонид Жуков — об ответственности людей и машин за принятие критических решений

РБК
Сергей Кузин: Как выиграть в онлайн-битве за внимание Сергей Кузин: Как выиграть в онлайн-битве за внимание

Как работать с аудиторией в онлайне?

СНОБ
Инопланетная жизнь глазами ученых: космический дарвинизм Инопланетная жизнь глазами ученых: космический дарвинизм

У биологов из Оксфорда есть своя концепция инопланетной жизни

Популярная механика
Алина Фаркаш о том, как мужчины поддерживают культуру насилия Алина Фаркаш о том, как мужчины поддерживают культуру насилия

Алина Фаркаш рассуждает о том, почему мы все живем в культуре насилия

Cosmopolitan
Невыносимый красавчик: почему с Беном Аффлеком не уживается ни одна женщина Невыносимый красавчик: почему с Беном Аффлеком не уживается ни одна женщина

Почему Бена Аффлека бросали все его девушки

Cosmopolitan
Microsoft патентует систему для оценки продуктивности совещаний на основе языка тела и мимики Microsoft патентует систему для оценки продуктивности совещаний на основе языка тела и мимики

Технология, предназначенная для оценки эффективности совещаний

Inc.
Одежда из фильмов и сериалов, которую многие захотели носить, но лучше бы этого не делать Одежда из фильмов и сериалов, которую многие захотели носить, но лучше бы этого не делать

Спортивный костюм, как в «Джентльменах», идет только Колину Фарреллу

Maxim
Первый каскадерский трюк, первый спецэффект, первая комедия и другие важнейшие вехи кино Первый каскадерский трюк, первый спецэффект, первая комедия и другие важнейшие вехи кино

Как снимали блокбастеры на заре кинематографа

Maxim
В Африку гулять! В Африку гулять!

Танзания становится всё более популярным travel-направлением

OK!
Открыть в приложении