Интервью с основателем компании «Вымпелком» Дмитрием Зиминым

ForbesБизнес

«Есть масса явлений, от которых мне стыдно, тошно, но это моя страна, и я никуда не уеду»: основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин — о науке, лидерстве и филантропии

Александр Архангельский

tass_30616902.jpg__1606235183__13109__vid816467e.jpg
Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС

В интервью Forbes Life основатель оператора сотовой связи — компании «Вымпелком», меценат и учредитель премии «Просветитель» Дмитрий Зимин рассказал о новом издании мемуаров, дополненных событиями последних 13 лет, о радиолюбительстве в послевоенной Москве, определившем жизненный путь, о смешанных эмоциях после ухода в отставку и продажи доли в «Вымпелкоме» и о том, почему у людей науки обостренное восприятие добра и зла.

Этой осенью вышло второе — обновленное издание книги «От Двух до 72» российского предпринимателя, основателя крупнейшего оператора сотовой связи-компании «Вымпелком», мецената и учредителя премии «Просветитель» Дмитрия Зимина. В интервью литературному критику и телеведущему Александру Архангельскому Зимин рассказал об умении отказываться от власти ради любви к собственному детищу, об удивительных случайностях в жизни, задающих новый поворот судьбы, и о научно-популярной литературе как жанре, позволяющем оставаться честным перед самим собой и сохранять трезвость ума. С разрешения организаторов премии «Просветитель» Forbes Life публикует полную расшифровку интервью.

— Дмитрий Борисович, первое, что обнаруживает человек, никогда не бывавший у вас на даче, — это стоящую прямо во дворе билайновскую вышку. Это подарок от компании, как вообще она тут появилась?

— Естественно, это случилось, когда я сюда приехал под давлением Марьи Павловны (супруга Дмитрия Зимина. — Forbes Life). Я дачу терпеть не мог всю жизнь, а Марья Павловна все повторяла: «Хочу дачу!» Ну, хочешь здесь — давай! Конечно, я здесь абсолютно не бывал. Я не дачный человек. Ну и, конечно, первым вопросом было: «Господи, а почему здесь такая плохая связь?» Я все-таки президент «Вымпелкома», я не могу с такой связью, ну-ка, ребята! И здесь была подставлена вышка, подключена, все как надо. Она, конечно, абсолютно официальная. А как иначе здесь без вышки? Жизни нет. Потом тут появился коттеджный поселок, вышку еще обвесили, наставили других антенн и сейчас здесь все: и сотовая связь, и телевидение, причем все стандарты. Ее используют многие. Мне не жалко — ради Бога.

— Дмитрий Борисович, вы уже не юный человек.

— Да, сознаюсь.

— Книга, которая только что вышла вторым изданием, — и я вас сердечно поздравляю — называется «От двух до…». А первая называлась «От 2 до 72».

— Как пелось: от двух до семидесяти двух — в рифму. А тут рифмы не было.

— Тут рифмы нет, зато есть открытый финал, потому что жизнь продолжается, и это «до» — это ваше «до» и наше «до». Моему младшему сыну как-то невероятно повезло: он оказался с вами в Ясной Поляне за одним столом и вдруг увидел, что человек — для него зрелые люди далеки — начинает лезть в телефон, что-то искать… Потом начинает ворчать, что связь ужасная — это вы, Дмитрий Борисович, — что эта связь никуда не годится: «Здесь сидеть невозможно, тут нет интернета, не вижу, что мне пишут в WhatsApp, что мне пишут в личку — я ухожу!»

— Совершенно не помню этого.

— Но моего сына это привело в дикий восторг! Обычно новое поколение пользуется плодами того, что вы сделали, не понимая того, что это сделали вы. Но когда видят, что человек старшего поколения уходит в интернет, потому что за пределами интернета жизни словно бы и нет, это производит невероятное впечатление! Сейчас мы с вами говорим после пандемии или после ее первого этапа, когда вы вынужденно стали дачным человеком на несколько месяцев…

— Впервые в жизни я здесь провел несколько месяцев.

— Но давайте представим, а что бы было? Вот случилась пандемия, а сотовой связи нет.

— Тогда бы и пандемии не было! Шучу.

— Или мы бы о ней не узнали.

— Да, или я бы о ней не узнал. Понимаете, в чем дело: вы задали вопрос, что было бы, если бы не было этой жизни. Была бы другая жизнь, естественно, жизнь очень недостойная, очень плохая, в отрыве от — нет, я даже не хочу об этом говорить! Такого не может быть, потому что не может быть никогда, Господь с вами!

— Я читаю вашу книгу, и второе издание мне понравилось больше, чем первое. Знаете почему? В первом вы «спрямляли» события, выстраивали их хронологически, как положено в мемуарной книге, чтобы события шли последовательно: детство, отрочество, юность, мои университеты, работа здесь, работа там, пришел в «Вымпелком», конкурировал за частоту — все по очереди. В новой книге вы вдруг говорите: «Нет, подождите, про детство — отлично, но вот у меня есть фотография, где два моих американских партнера, я сейчас про них расскажу, а потом пойдем дальше». И это вдруг оказалось очень похоже на вас: у меня ощущение, что вы не из тех, кто жестко планирует настоящее и будущее, а из тех, кто вдруг идет по пути озарения. Вспыхнуло, уловили — пошли. Так строилась ваша биография?

— Я могу объяснить некую логику этой книжки. У меня — здесь в том числе — собран архив документов, фотографий. И книга, по сути дела, это комментарий к тем фотографиям и документам, которые вывалились из моего архива. Там, где нет фотографий и документов, хотя были и события, иногда очень яркие — о них я не пишу. Ну чего о них писать? Со слов — иногда сам не поверишь: неужели такое было? Где документы? Нету. По сути дела, я даю комментарии к фотографиям и документам, которые у меня нашлись, которые есть у каждого человека. И это очень интересно. Я призываю всех, когда доживете до определенного возраста, перебирать пачку своих фотографий и балагурить на сей счет. Это может быть очень интересно!

— Балагурить по поводу серьезного — самое интересное из всего, что есть в этой жизни! Но для того, чтобы это было возможно, нужно, чтобы фотоаппарат стал другом с юности, с детства.

— Да, у меня так и было.

— Каким был ваш первый фотоаппарат? Он же был не пленочным, а со стеклянными пластинами.

— Первым моим фотоаппаратом был «Фотокор» — камера 9x12, в нее вставлялась кассета со стеклянной пластинкой 9x12. У нее была светосила 4,5, такие раздвижные меха. «Фотокор» был куплен в комиссионном магазине на Старом Арбате — Нового тогда не было — почти напротив выхода Большого Афанасьевского на старый Арбат, с левой стороны. Там и сейчас довольно высокое здание еще довоенной постройки, и в нем на первом этаже был комиссионный магазин. Я долго канючил, мне давали деньги. «Фотокор» был абсолютно дешевый, но это было счастье.

— «Это было счастье» в вашей книжке повторяется постоянно. Сначала радиоприемник, который вы сами для себя собрали…

— Приемник-то был самодельный, это просто.

— А телевизор?

— А телевизор — это уже событие! Телевизор у меня действительно был самодельный, это, наверное, год 50-й. Боже мой, вы знаете, бывает в жизни везение, божья благодать — это радиолюбительство. И я не знаю, что бы со мной было в той очень хулиганистой послевоенной Москве, если бы не радиолюбительство. Это было захватывающе интересно!

— Вам было кому подсказать? Ведь отца уже не было, отец погиб.

— Нет, отца уже давно не было. В нашем классе радиолюбителей насчитывалось всего 2–3 человека, между прочим. Сергей Макарович Алексеев — Боже мой, наш учитель физики — с большой буквы! Мы захаживали друг к другу домой. Я к учителю — это понятно, а учитель ко мне в Большой Афанасьевский, в нашу коммунальную квартиру захаживал — и вот было событие. К Диме учитель пришел! Причем не с жалобой, а по-дружески.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Вы бедны, потому что неамбициозны»: чему в своих мотивационных речах учит Джек Ма «Вы бедны, потому что неамбициозны»: чему в своих мотивационных речах учит Джек Ма

Джек Ма делится опытом, который берет за основу своих мотивационных речей

Forbes

Выход четвертого сезона сериала “Корона” вызвал интерес к жизни принцессы Дианы

Cosmopolitan
Нонконформист, космополит, мечтатель: вспоминаем творчество Бернардо Бертолуччи Нонконформист, космополит, мечтатель: вспоминаем творчество Бернардо Бертолуччи

Вспоминаем самые важные фильмы и сюжеты Бернардо Бертолуччи

Esquire
Обзор струйного МФУ c СНПЧ HP Smart Tank 615: как печатать дешево Обзор струйного МФУ c СНПЧ HP Smart Tank 615: как печатать дешево

Тестируем одну из продвинутых моделей HP с системой непрерывной подачи чернил

CHIP
Чем наполнить новогодние праздники Чем наполнить новогодние праздники

Как порадовать себя в новогодние праздники и сделать эти дни чудесными

Домашний Очаг
Суперзрение — с очками и без Суперзрение — с очками и без

Сверхспособности, доступные только тем, кто носит очки

N+1
Тайна «плохиша»: почему мы любим отрицательных героев? Тайна «плохиша»: почему мы любим отрицательных героев?

Психолог объясняет, в чем секрет притягательности отрицательных героев

Psychologies
«Один или два середнячка в команде расхолаживают всех»: миллиардер и CEO Netflix Рид Хастингс о том, как создать сверхэффективную команду «Один или два середнячка в команде расхолаживают всех»: миллиардер и CEO Netflix Рид Хастингс о том, как создать сверхэффективную команду

Отрывок из книги про Netflix о том, как собрать коллектив мечты

Forbes
Ароматерапия против стресса: 8 масел, которые помогут расслабиться и улучшить настроение Ароматерапия против стресса: 8 масел, которые помогут расслабиться и улучшить настроение

Как использовать силу запахов себе на благо?

Playboy
«Хаммер» вернулся после 11-летнего отсутствия «Хаммер» вернулся после 11-летнего отсутствия

Главный мачо автомобильного рынка снова в деле

Maxim
Неандертальцев уличили в сильном хвате Неандертальцев уличили в сильном хвате

Антропологи построили 3D-модель кисти неандертальца

N+1
Центральноамериканских капуцинов застали за каннибализмом Центральноамериканских капуцинов застали за каннибализмом

Зоологи застали двух приматов за поеданием детеныша собственного вида

N+1
Нет офиса, нет проблем: как «единорог» с украинскими корнями учит мир работать на удаленке Нет офиса, нет проблем: как «единорог» с украинскими корнями учит мир работать на удаленке

GitLab стал одним из самых дорогих стартапов в мире, не открыв ни одного офиса

Forbes

История Елены Мухиной, звезды советской спортивной гимнастики

Cosmopolitan
«У меня мало друзей, потому что много денег» «У меня мало друзей, потому что много денег»

Мы все с детства усвоили, что дружбу за деньги не купишь

Psychologies
Продюсер 2020 года: Вячеслав Муругов Продюсер 2020 года: Вячеслав Муругов

Империя Вячеслава Муругова оккупирует все экраны страны

GQ
Тонкости «Перезагрузки»: как стилисты преображают участниц шоу — фото до и после Тонкости «Перезагрузки»: как стилисты преображают участниц шоу — фото до и после

Стилист и визажист рассказывают о лайфхаках, которые помогут отлично выглядеть

Cosmopolitan
Я/мы. Что нас объединяет? Я/мы. Что нас объединяет?

Психолог Тахир Базаров размышляет о том, как изменилась социальная дистанция

Psychologies
Лиза Арзамасова: Каждый новый день жду как чуда Лиза Арзамасова: Каждый новый день жду как чуда

Актриса Лиза Арзамасова не утратила веру в добрую сказку, даже став взрослой

Добрые советы
Тюленям-монахам нашли новозеландского предка Тюленям-монахам нашли новозеландского предка

Открытие заставило переписать эволюционную историю настоящих тюленей

N+1
Безопасный тренд: как промышленники используют интернет вещей Безопасный тренд: как промышленники используют интернет вещей

Цифровизация производства дает промышленным компаниям колоссальные эффекты

Forbes
Отрывки из текста Михаила Калужского Отрывки из текста Михаила Калужского

Фрагмент текста Михаила Калужского — о памяти, ее аберрациях и ностальгии

СНОБ
Нужна ли организму чистка? Нужна ли организму чистка?

Всегда ли детоксикация приносит организму пользу?

Добрые советы
«В нашей жизни всё спонтанно» «В нашей жизни всё спонтанно»

Блогеры Ольга и Максим Нечаевы: о воспитании дочери и курсе «Голые деньги»

OK!
Крайний север, одна река и три страны: путешествие по долине реки Паз. Фотоистория Крайний север, одна река и три страны: путешествие по долине реки Паз. Фотоистория

Паз — река, которую делят три страны

Esquire
Януш Леон Вишневский: Нельзя войти в одну и ту же эмоциональную реку дважды Януш Леон Вишневский: Нельзя войти в одну и ту же эмоциональную реку дважды

Интервью с Янушем Леоном Вишневским

СНОБ
Перевал Дятлова против сошедшей с ума Николь Кидман Перевал Дятлова против сошедшей с ума Николь Кидман

Битва сериалов: «Перевал Дятлова» против «Отыграть назад»

СНОБ
Язычники против рыцарей-монахов Язычники против рыцарей-монахов

Литовское княжество стало для Тевтонского ордена непреодолимым препятствием

Дилетант
Из тьмы веков, из топи блат Из тьмы веков, из топи блат

Кто жил на землях, на которых в XIII веке возникла литовская держава?

Дилетант
Сенат предложил урезать бюджет программы NASA по высадке людей на Луну Сенат предложил урезать бюджет программы NASA по высадке людей на Луну

Программа «Артемида» будет финансироваться меньше

N+1
Открыть в приложении