Русские продаются: что и за сколько ушло на ярмарке Art Basel
Галерист Сергей Попов, основатель pop/off/art gallery, посетил важнейшую ярмарку современного искусства и обнаружил там русских авторов. О своих наблюдениях он рассказывает Forbes Life
Международная ярмарка искусства «Арт Базель» — по-настоящему глобальное событие не только в мире искусства, но и во всей сфере бизнеса категории luxury. Это старейший бренд на рынке, и здесь тщательно следят за тем, чтобы быть не только самыми крупными, но и передовыми. Масштаб впечатляет всегда: в ярмарке участвует почти 300 галерей со всего мира; в этом году, по данным организаторов, произведений искусства было выставлено на $4 млрд. Из представленных работ можно без особого труда укомплектовать несколько солидных музеев современного искусства — были бы деньги.
Без русских галерей, но с русскими художниками
В Art Basel не участвуют российские галереи. Это болезненная тема для пишущих и говорящих по-русски (надо сказать, в Базель съезжаются русскоговорящие со всего мира). Остальной арт-мир, кажется, этого отсутствия просто не замечает. Так же, скажем, как не замечает он отсутствия галерей из Турции, страны, весьма похожей на нашу экономикой, амбициями и политическими обстоятельствами. Из российских галерей последний раз в 2012 году в ярмарке участвовала «Риджина» (сейчас переименована в Ovcharenko). Причин нашего неучастия много, но основную я бы назвал очевидной: объем местного рынка не дорастает до тех величин, что необходимы для этой ярмарки. Сложно окупить общую стоимость расходов на участие, продавая художников, которые «не дотягивают» по среднему уровню цен до европейских, азиатских или латиноамериканских.
Но главное, что работы русских художников на ярмарке выставлены. Причем в этот раз даже больше против обычного: порой в предыдущие годы можно было найти лишь одну «русскую» работу на всю ярмарку. В этом году показаны Эрик Булатов, дуэт Ильи и Эмилии Кабаковых, Павел Пепперштейн и группа «Что делать?», видео которых участвует в видеопрограмме на стенде берлинской галереи KOW. Картина Кабаковых на стенде лондонской галереи Sprovieri, оцененная в $650 000, продолжала оставаться непроданной до конца ярмарки. После прошедшей ретроспективы Кабаковых в музеях Tate, Эрмитаже и Третьяковской галерее важна их репрезентация на коммерческой ярмарке. Это верно и для Павла Пепперштейна, у которого