Изобразить в лицах
Художник по гриму Айгуль Хабирова рассказывает, как она попала на съемочную площадку и пригодился ли ей опыт работы визажистом.
В этой истории я самозванец. Чтобы стать мастером по гриму, люди оканчивают художественно-технические училища, осваивают пастижерское дело — учатся делать парики и усы, шрамы и татуировки. Это сложная, виртуозная работа. Я же отучилась в школе стилистов «Персона» и долго работала в журналах, на ТВ, была одновременно стилистом и визажистом у Федора Бондарчука на съемках клипов. А потом с его подачи случилась «9 рота», и меня унесло кино, захватило так, что я до сих пор не могу выбраться. Это был мой первый полный метр, я работала ассистентом на гриме и не знала абсолютно ничего.
Визажист и гример — две разные профессии. Первая мне на тех съемках совершенно не пригодилась: «9 рота» — это грязь и увечья, а визажист (особенно 15 лет назад) — это идеальные лица. Кино в принципе чаще показывает жизнь, далекую от образов из глянцевых журналов (хотя бывают, конечно, эпизоды про свадьбу — вот тут есть где разгуляться). Еще одно отличие заключается в том, что визажист работает с одним человеком или с небольшой группой, а художник по гриму отвечает за все образы в фильме, включая массовку.
Я люблю актеров, с которыми можно сочинять историю персонажа. Большинство актрис именно так и делают — придумывают себе женщину, которую играют. Вот Елена Лядова в истории Андрея Прошкина «Орлеан». По сюжету ее героиня живет в провинции и работает в салоне красоты. Андрей хотел, чтобы она была такой «райской птицей» то ли из прошлого, то ли из будущего. И мы решили, что Лена будет менять парики — один из них я соорудила буквально на абажуре из Ikea.
После «9 роты» я осуществила свою мечту и съездила поучиться в Лос-Анджелес в Cinema Makeup School. Прошла два курса: «Пластический грим» и «Спецэффекты». Но все-таки пластический грим (вспомните Рейфа Файнса в образе Волан-де‑Морта. — Прим. ред.) — отдельная профессия, и многие детали я по-прежнему заказываю другим мастерам. Моя же работа — это целостный образ и визуальный характер героев. И начинается она с чтения сценария. Если текст нравится, я впрыгиваю в работу — так было с «Методом», «Заложниками», «Триггером».