Славкины заботы
Позади остались неожиданные капризы природы: холода и заморозки. Лазурное весеннее небо опрокинулось в шёлк речных вод. Леса окутались нежно-салатовой дымкой распустившейся листвы. Яркое солнце обильно заливает теплом и светом деревья и кустарники. В такую пору в подмосковные леса прилетают мелкие воробьиные птицы — славки. Первыми с мест зимовок возвращаются самцы.
Они срывают сухие травинки, набирают их полный клюв и летят на свой гнездовой участок. Там птицы находят развилки сучков кустарников, молоденьких ив и раскладывают на них пучки сухой травы — это основания для будущих гнёзд. Однако достраивать гнёзда предстоит самкам. Прилетевшие несколько позднее, они отдают предпочтение одной из начатых построек и доводят её до успешного завершения. Гнёзда славок представляют собой очень лёгкие корзиночки из тоненьких веточек, сухих стеблей, травы, паутины, зажатые между ветвями кустарника или на нижних ветках деревьев. Они настолько тонкие, что стенки их нередко просвечивают. Такие гнёзда доставляют птицам много хлопот: их приходится всё время подстраивать и подправлять.
В ранние утренние часы славки откладывают яйца. В первую волну гнездования их бывает 5—6, в повторную — 4. Яйца славок светлые с более тёмными пестринами. Кладку из 4—6 яиц в течение двух недель насиживает самка, изредка слетая с гнезда для кормления.
Пара серых славок загнездилась на опушке леса в зарослях малинника. В первое время самка не позволяла мне подойти к гнезду незамеченной — шелест листвы, хруст сучка, и птица срывалась с места насиживания! Через полторы недели славка разрешила мне подойти совсем близко к гнезду — на расстояние вытянутой руки.
Наблюдать за насиживающей птицей — не очень весёлое занятие: приходится часами сидеть рядом с гнездом и отмечать её отлучки и возвращения. Однажды, когда стало совсем скучно, я включила музыку. Остерегаясь, что птица слетит с гнезда, сделала звук потише. Реакции не последовало! Я прибавила звук, славка продолжала спокойно сидеть и смотреть на меня. Через некоторое время прилетел самец. Присев неподалёку от гнезда, он внимательно взглянул на меня, вспорхнул, снова присел, будто испугавшись музыки, а затем… запел! Он пел до тех пор, пока звучала музыка, и в этом нет ничего удивительного: птицы всегда начинают петь, когда кругом звучат голоса других певцов. Но у птицы желание петь могут вызвать и совсем посторонние звуки. Например, те, кто живёт в неволе, затягивают песню под шум работающего пылесоса, звук телевизора или под аккомпанемент речи человека. На опушке леса, где славки свили гнездо, поющих птиц было мало, многие уже занимались выкармливанием птенцов и потому молчали. Волей-неволей славке пришлось довольствоваться моим обществом. Я пробовала включать различные голоса и позывки других птиц, самец в ответ начинал петь с удвоенной силой и усердием, перелетал с ветки на ветку и подлетал ко мне, а самка с недоумением следила за его перемещениями. Услышав крик сойки, вороны или дятла, которые в пору гнездования часто разоряют гнёзда мелких воробьиных птиц, самец тревожно «чекал», перелетал с ветки на ветку, уходя всё дальше от гнезда. Словно уводил врага от птенцов. Самка же незамедлительно слетала с гнезда и скрывалась в лесу. На посторонние звуки, подобные шуму проезжающего автомобиля, стрельбе из винтовки и мычанию коровы, птицы совсем не реагировали. В природе эти звуки не имеют для них биологического значения, не несут смысловой информации и не считаются звуками опасности.