«Это не религиозная война христиан против мусульман». Российские журналисты о происходящем в Нагорном Карабахе
Обострение конфликта в Нагорном Карабахе продолжается с 27 сентября. За последние две недели Армения и Азербайджан дважды договаривались о перемирии и прекращении огня, но в обоих случаях боевые действия возобновились. Все это время на территории непризнанной республики работают российские журналисты. О своем опыте и обстановке в НКР «Снобу» рассказали корреспонденты BBC, «Коммерсанта» и «Дождя»
Илья Барабанов, корреспондент русской службы BBC
Это уже вторая моя командировка в Карабах, я был здесь во время предыдущего обострения ситуации, в 2016 году. Видно, что за прошедшие годы Азербайджан провел мощную реформу вооруженных сил, закупал современную технику у Турции и Израиля. Теперь их армия делает ставку на беспилотники, которые стали главной ударной силой этой войны. Ни на Донбассе, ни тем более в Южной Осетии в 2008-м они такой роли не играли. С помощью БПЛА азербайджанцы методично уничтожают армянские ПВО, после чего у пехоты есть возможность зайти на позиции.
В карабахских городах и деревнях на данный момент можно встретить разве что стариков, которые прожили в этих местах всю жизнь и поэтому не собираются уезжать. Детей и женщин вывезли, а все взрослые мужчины — на фронте. Мы были в одной деревне, которая находится на линии разграничения. Там в мирное время живет 27 человек, а сейчас осталось 14 — женщины и один дедушка, который по понятным причинам взять в руки оружие уже не может. К сожалению, похожая ситуация и в Ереване: во многих семьях мужья, сыновья, племянники, внуки ушли на фронт.
Надо понимать, что это не религиозная война христиан против мусульман или наоборот. Этот конфликт — последствие очень странной географической нарезки территорий, проведенной в СССР. Тогда партийным начальникам казалось, что Советский Союз будет существовать вечно, а значит, совершенно неважно, к какой республике приписан Карабах, Абхазия, Крым или Приднестровье. Все локальные конфликты, которые случились на постсоветском пространстве за последние 30 лет, показывают, что они ошиблись.