Ангелина Голикова сняла фильм о легендарном санкт-петербургском СИЗО «Кресты»

ForbesСобытия

«Тюрьма — это отражение нашего общества». Интервью с автором первой российской документалки на Netflix

«Наша картина стала стартом в новых взаимоотношениях Netflix с Россией», — говорит Ангелина Голикова. Ее фильм о петербургском следственном изоляторе «Кресты» стал первым российским документальным проектом на Netflix. Мы узнали у Голиковой, как она трудилась над картиной и к каким выводам пришла после нескольких недель работы в СИЗО

Юлия Шампорова

Стриминговый сервис Netflix впервые в своей истории купил российский документальный фильм, который будет показан на платформе уже в следующем году. Картину о легендарном санкт-петербургском СИЗО «Кресты» сняла 33-летняя режиссер Ангелина Голикова, автор более 20 документальных фильмов, преподаватель ВГИКа и дочь известного документалиста Сергея Мирошниченко.

Forbes Woman поговорил с Голиковой о том, каково было снимать фильм, в течение нескольких недель непрерывно находясь в мужском следственном изоляторе, о сотрудничестве с Netflix и о положении документального кино в России.

Как получилось, что ваш фильм стал первым российским документальным проектом, отобранным для показа Netflix? Они сами вышли на вас или вы предложили им свой проект?

— Несмотря на то что картину поддерживали канал «Россия 1», Министерство культуры и частные инвесторы, мы изначально думали о платформах, на которые нам бы хотелось отправить это кино. Так как продакшен, который производил этот фильм, «Остров», имеет большой опыт сотрудничества с международными компаниями и часто делает проекты совместно с зарубежными каналами, это не удивительно. Тем более что тема сама по себе интересная, ведь тюрьма — это всегда что-то закрытое, даже тайное, особенно, для зарубежных зрителей.

После того, как фильм был принят телеканалом «Россия 1», возникла идея предложить нашу картину Netflix. Над сделкой работал целый пул юристов телеканала «Россия 1» и Совтелеэкспорта. Также, по моему мнению, большой вклад в сделку внесли сотрудница телеканала «Россия 1» Ольга Кучменко и исполнительный продюсер нашего фильма Алексей Доронкин. Это была большая сделка, переговоры длились несколько месяцев, фильм им сразу понравился, обсуждения были больше по авторским правам. Тут не было никаких уговоров, потому что, как вы понимаете, Netflix уговорить невозможно.

Мы не можем раскрывать секреты сделки, но, если коротко, права на фильм принадлежали «России 1», а Netflix забирает права для показа по всему миру. Но глупо было бы не отдавать фильм платформе, чтобы сохранить за собой права, ведь таким образом фильм увидят зрители по всему миру, особенно во времена пандемии, — его увидит больше людей, чем в кинотеатрах и даже на телевидении.

Вы как автор получили соответствующее вознаграждение от Netflix?

Ангелина Голикова
Ангелина Голикова​​​

— Нет, на этом проекте я ничего не получила. Сумму от сделки с Netflix получил канал. И я вам могу сказать, что свой заработанный на этой картине гонорар я вложила в фильм для того, чтобы он получился таким, какой он есть. Я закончила мастерскую игрового кино во ВГИКе и привыкла снимать на хорошую аппаратуру с профессиональными людьми, поэтому у меня были коптеры, свет, генераторы. «Ленфильм» привозил мне дополнительный свет внутрь тюрьмы, и весь мой гонорар я вложила в кино. Это один из таких моментов, когда ты всем сердцем веришь в свой продукт, вкладываешь в него инвестиции, понимая, что кино в нашей стране — это лотерея, а документальное кино — тем более. Оно может остаться никем не увиденным, если не пройдет цензуру и его не покажут по телевизору. В кинотеатрах никакой судьбы у документального кино нет, и в прокате оно не зарабатывают ничего, просто копейки, которые несоизмеримы с бюджетами самих фильмов. Индустрии проката документального кино в стране нет, и все эти единичные случаи, как Софья Капкова, основательница Центра документального кино, с которой мы сотрудничаем, — все это, по сути, идейные меценаты, благодаря которым у документального кино есть хоть какой-то прокат в нашей стране. Наш зритель, к сожалению, не приучен к тому, чтобы смотреть в кинотеатрах документальные фильмы: если выпустить док в России, то он не наберет столько, сколько мог бы заработать в Америке и в Европе. Поэтому для меня уход фильма на платформу был счастливым билетом, и это как раз стратегические инвестиции, которые принесут плоды, — не только финансовые, но и репутационные.

Тема фильма «Кресты» настолько тяжелая, что я даже рада, что ничего на нем не заработала. Я поняла, что есть вещи, на которых не надо зарабатывать. Возможно, «Россия 1» поверит в документальные арт-проекты, которые во всем мире котируются так же, как и игровые. По просмотрам на платформах и по заинтересованности зрителя в мире подобное кино не уступает художественному.

Возможно, и в России переход документального кино на цифровые платформы послужит толчком и для авторов, и для зрителей и создаст хотя бы какую-то вменяемую финансовую модель, когда режиссеры будут получать авторские отчисления?

— Уже 12 лет я являюсь директором документальной программы Московского кинофестиваля, и каждый год в программу из десяти фильмов попадала только одна российская картина. И в программу «Свободная мысль», и в программу Документального кино попадали в основном зарубежные проекты, и это большая сложность — найти российскую картину, которая по уровню контента и реализации, съемкам и качеству соответствовала бы тому, что снимается за рубежом. Демонстрация этих фильмов происходит не на телефоне, а в кинотеатре, во втором зале «Октября», в IMAX, а на этом огромном экране видны все дефекты изображения. 12 лет назад было горе и слезы, потому что звук плохой, камера трясется, смотреть это невозможно. И мы с отборочной комиссией страдали от этого.

Все прекрасно понимают, что снять хорошую картину за 2 млн рублей, которые тебе выделяет Министерство культуры, просто невозможно. Что касается бюджета «Крестов», мы не можем его разглашать, но это абсолютно рыночные европейские суммы. Большую сумму дал канал «Россия 1». Вообще мы очень благодарны Министерству культуры за то, что выделило деньги на фильм на такую серьезную тему. Есть много разговоров о нашей бесконечной цензуре, а у меня есть ощущение, что у нас люди занимаются самоцензурой. Я читала заявки, которые подаются в Министерство культуры, и я могу сказать, что винить чиновников не стоит, потому что многие темы, которые предлагают документалисты, настолько скучные и настолько самоцензурированные, что диву даешься. При этом никто не запрещает подавать на конкурс любые темы.

Я думаю, что платформы будут супердопингом для режиссеров-документалистов, потому что бюджеты у них намного больше, чем на телевидении. К тому же сами платформы (мы общались и с «Яндексом», и с «Окко») имеют постоянный запрос на идеи, на сценарии, и хотят финансировать интересные проекты.

Как будет строиться ваша работа с Netflix в дальнейшем?

— Контракт подписан, и 1 января 2021 года фильм появится на платформе. Вообще это символично, что фильм «Кресты» появится сразу после Нового года, надо обладать особым чувством юмора. Все отпразднуют Новый год и откроют страницу Netflix с фильмом о питерской тюрьме. Отчисления авторам, кроме композитора, в нашей стране не предусмотрены, но платформа еще только заходит на нашу землю, и наша картина стала стартом в новых взаимоотношениях Netflix с Россией. Думаю, что в дальнейшем они будут вкладываться и в производство, как это делается в европейских странах, или просто выкупать целиком права, или выкупать проекты на уровне пилотов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Биомешок или искуственная матка: заменят ли технологии женское тело Биомешок или искуственная матка: заменят ли технологии женское тело

Какими будут секс, еда, деторождение и смерть в ближайшем будущем

Forbes
Углеволокно нас связало Углеволокно нас связало

Как российские композитные технологии спасли самолет МС-21

N+1
Украсть «финское чудо»: почему скандинавские школьники не боятся ошибиться и рассердить учителя Украсть «финское чудо»: почему скандинавские школьники не боятся ошибиться и рассердить учителя

Финские школы стали феноменом, который изучают на международном уровне

Forbes
Рифы у побережья Белиза оказались убежищем для акропоровых кораллов Рифы у побережья Белиза оказались убежищем для акропоровых кораллов

Рифы у берегов Белиза оказались убежищем для кораллов

N+1
Она не боится Она не боится

«Идеальная женщина – это я. Ольга Бузова»

Playboy
Шоу иллюзий братьев Романовых с их полным разоблачением Шоу иллюзий братьев Романовых с их полным разоблачением

Интервью с актерами триллера «Смертельные иллюзии»

OK!
Как объяснить народные приметы с точки зрения науки, логики и здравого смысла Как объяснить народные приметы с точки зрения науки, логики и здравого смысла

Почему мы привыкли верить в приметы и как жить с этой верой в современном мире

Maxim
Образ Турции в русском искусстве Образ Турции в русском искусстве

Обычаи и традиции бывшего Османского государства

Культура.РФ
«Мы сделаем крутой проект, просто помогите нам»: издатель VTimes рассказывает о медиа бывших журналистов «Ведомостей» «Мы сделаем крутой проект, просто помогите нам»: издатель VTimes рассказывает о медиа бывших журналистов «Ведомостей»

Почему команда VTimes верит в пожертвования читателей вместо подписки

VC.RU
Как женщины спасали еврейских детей в годы войны Как женщины спасали еврейских детей в годы войны

Истории четырех храбрых женщин, спасавших еврейских детей в годы войны

СНОБ
Клетку проткнули электрическим нанофонтаном Клетку проткнули электрическим нанофонтаном

Ученые предложили доставлять молекулы в клетки с помощью нанофонтанного зонда

N+1
Опушки амазонских тропиков потеряли миллиард тонн углерода с начала XXI века Опушки амазонских тропиков потеряли миллиард тонн углерода с начала XXI века

Ранее недооценный краевой эффект ставит под сомнение Парижское соглашение

N+1
Физики запретили звуку распространяться со скоростью более 36 км/c Физики запретили звуку распространяться со скоростью более 36 км/c

Быстрее всего звук может распространяться в металлическом водороде

N+1
Сержант, обыщите меня! Макконахи, Духовны и еще 5 горячих детективов из сериалов Сержант, обыщите меня! Макконахи, Духовны и еще 5 горячих детективов из сериалов

Лучшие детективные сериалы с напряженным сюжетом и парнями в форме и костюмах

Cosmopolitan
Что общего между сексуальным возбуждением и зависимостью от наркотиков Что общего между сексуальным возбуждением и зависимостью от наркотиков

Отрывок из книги Гэри Уилсона «На порноигле»

СНОБ
Алексей Ивановский создал приложение для развития креативности. Одни сравнивают его с TikTok, другие называют развивашкой для своих. Есть ли у него будущее? Алексей Ивановский создал приложение для развития креативности. Одни сравнивают его с TikTok, другие называют развивашкой для своих. Есть ли у него будущее?

Алексей Ивановский о том, как спустя два года разработки понял своё приложение

Inc.
Как справляться с эмоциями, когда хочется накричать Как справляться с эмоциями, когда хочется накричать

Одно из самых сложных испытаний родительства – научиться управлять гневом

Домашний Очаг
Играем в шпионов: как полностью удалить уже удаленные файлы Играем в шпионов: как полностью удалить уже удаленные файлы

Как удалять файлы так, чтобы не оставить шансов на их восстановление

CHIP
Disney научила робота реалистичному зрительному контакту Disney научила робота реалистичному зрительному контакту

Этот робот моргает и имитирует саккады

N+1
Сама себе косметолог Сама себе косметолог

Домашние аналоги популярных салонных процедур для омоложения и выравнивания кожи

Лиза
Как платформа The RealReal изменила рынок ресейла Как платформа The RealReal изменила рынок ресейла

Вспоминаем историю The RealReal и рассказываем, чем они отличаются от других

GQ
Тратить все твои деньги вместе Тратить все твои деньги вместе

Научиться говорить с партнером о финансах, чтобы поддержать отношения

Psychologies
9 простых способов стать интереснее окружающим 9 простых способов стать интереснее окружающим

Людям нравятся те, кто искренне интересуется окружающими и самой жизнью

Psychologies
Хорошая партия. Гении и аутсайдеры в новом проекте Netflix «Ход королевы» Хорошая партия. Гении и аутсайдеры в новом проекте Netflix «Ход королевы»

О взлетах и падениях Бет Хармон и мини-сериала «Ход королевы»

Forbes
Правила жизни Кензо Такады Правила жизни Кензо Такады

Правила жизни японского дизайнера Кензо Такады

Esquire
Чилийцы добились размножения редчайших лягушек из пустыни Атакама Чилийцы добились размножения редчайших лягушек из пустыни Атакама

Год назад в мире оставалось 14 лоанских свистунов, но теперь их уже почти 200

N+1
Трое детей и музыкальная карьера: как сейчас выглядят звезды сериала «Сплетница» Трое детей и музыкальная карьера: как сейчас выглядят звезды сериала «Сплетница»

Как живут и чем занимаются актеры, известные по ролям в сериале «Сплетница»

Cosmopolitan
Мама, анархия! Как пережить кризис трех лет Мама, анархия! Как пережить кризис трех лет

Родителей трехлеток всегда видно в толпе

Домашний Очаг
Алиса Гребенщикова: «Я – королева душевных переживаний!» Алиса Гребенщикова: «Я – королева душевных переживаний!»

Алиса Гребенщикова рассказала о своей открытости в жизни и на сцене

Здоровье
21 факт о новом электромобиле GMC Hummer EV 21 факт о новом электромобиле GMC Hummer EV

Возрождение бренда Hummer — возможно, главная автомобильная новость 2020 года

Популярная механика
Открыть в приложении