Придумайте мне лодку!
Где проходит грань между невероятными концептами и реальными суперъяхтами? Откуда приходят идеи и как распределяются роли всех участников процесса — дизайнеров, инженеров и, конечно, заказчиков?
Яхтенный дизайнер: who is who
Сегодня стать яхтенным дизайнером просто как никогда. Доступное программное обеспечение для 3D-моделирования и расчётов создаёт иллюзию, что заниматься этим можно без образования и морского опыта. Некоторые не утруждают себя и этим: нарисовал концепт, выложил в соцсети — и вот ты уже яхтенный дизайнер, «широко известный в узких кругах». Яхтенная индустрия — действительно очень маленький мир, но на деле войти в круг признанных и востребованных дизайнеров совсем не просто, а задержаться там надолго ещё сложнее.
«Их гораздо меньше, чем кажется, — рассказывает Бернардо Зуккон, представитель уже второго поколения семьи, создавшей знаменитую дизайн-студию Zuccon International Project. — Начать работать в яхтенной индустрии сейчас действительно просто, но ещё легче всё испортить. У меня немало друзей на этом рынке, но лишь немногие способны быть яхтенными дизайнерами “от и до”». «Без работы конструкторов любые привлекательные эскизы стоят не больше потраченной на них бумаги, — подтверждают мэтры яхтенного дизайна Дэн Ленард и Карло Нуволари, основатели венецианской студии Nuvolari & Lenard, на счету которой целая флотилия знаковых яхт, включая парусную Black Pearl (106 м, верфь Oceanco) и недавно переданный владельцу шестипалубный “эсминец в смокинге” Nord (142 м, Lürssen). — У дизайнера без инженерных навыков, понимания того, как устроена яхта и, главное, как её строят, шансов на успех меньше, ведь у каждой верфи свои особенности, и далеко не каждая возьмётся за любой проект». «Люди обычно не признают инженеров за творцов, хотя инженерное образование даёт массу преимуществ, — говорит норвежский дизайнер Эспен Эйно. — Я хотел изучать дизайн, но родители убедили учиться на инженера, поскольку считали, что потом всегда можно стать дизайнером, а вот наоборот — труднее, и в принципе я с ними согласен».
Это, впрочем, не означает, будто дизайнеры вовсе не знакомы с технической стороной вопроса. Тот же Дэн Ленард в море с детства; в одиночку он пересекал Атлантику, а свою первую лодку спроектировал в 18 лет. Он признаёт, что после четверти века совместной работы с инженером Карло Нуволари они нередко меняются профессиями. При этом собственную роль в процессе создания яхты он описывает прежде всего как «дизайн и маркетинг дизайна». И не без оснований, ведь создавать приходится не просто любопытные концепты «в вакууме», а такие проекты, на которые захотят потратить деньги заказчики или верфи.