Реваз Юсупов: Зачем нужна цифровая маркировка сигарет
С 1 марта в России введена обязательная электронная маркировка сигарет. Отличить подделку от настоящей продукции покупатели теперь смогут с помощью мобильного приложения, отсканировав код на пачке. О том, зачем нужна такая мера, кому выгодна маркировка и почему она должна стать повсеместной, рассказывает Реваз Юсупов, заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий, который претворяет эту программу в жизнь.
Цифровая маркировка и прослеживаемость нужны не только для сигарет, а вообще для всей продукции. Дело в том, что рынок подделок в стране, по разным оценкам, составляет 3–4 триллиона рублей, а потому государство начало использовать технологии для повышения прозрачности рынков. Так появились отдельные системы контроля крепкого алкоголя, меховых изделий и лекарств. Эти товары особым образом маркируются, что позволяет государству видеть рынок, его участников, объемы.
В конце 2017 года государство оценило промежуточные результаты проектов и встало перед выбором: создавать для каждой новой товарной группы самостоятельную систему с использованием разных технологий и своим регулированием, что неудобно ни для розницы, ни для производителей, которым понадобились бы разные способы учета, или делать единую систему маркировки и прослеживания. В итоге был выбран второй вариант: унифицированная система маркировки позволяет государству проверять бизнес в онлайн-режиме, а рынку — работать с одним понятным механизмом. Лекарства уже перешли в единую систему, она получила название «Честный знак» и позволяет проследить путь каждого товара от выхода с конвейера производителя до аптечной кассы. Вскоре в эту систему будут переведены и шубы. 1 марта система заработала для сигарет и в этом году распространится также на обувь и легкую промышленность, фотокамеры, парфюмерию, шины, а к 2024 году система должна охватить большинство товаров.
Ее оператором был выбран Центр развития перспективных технологий, его акционеры — холдинг ЮСМ Алишера Усманова, Ростех и «Элвис плюс групп» Александра Галицкого. Проект реализуется только за счет частных средств.