Редкий кадр: 7 женщин-режиссеров в истории «Оскара»
В этом года на режиссерский «Оскар» номинировали сразу двух женщин: Хлою Чжао и Эмеральд Феннел. Всего же за историю премии на статуэтку претендовали всего семь женщин-режиссеров
15 марта стали известны списки участников «Оскар-2021», среди которых на приз за лучшую режиссуру номинированы две женщины — маленький рекорд в истории кинопремии. Мы решили вспомнить, какие женщины-режиссеры претендовали на награду в разное время.
Лина Вертмюллер
Была номинирована в 1977 году
Первая в истории номинантка на эту награду Лина Вертмюллер (швейцарка по происхождению) начинала как режиссер кукольных спектаклей, катаясь с гастролями по всей Италии. В 1960-х она познакомилась с Марчелло Мастроянни и Федерико Феллини, которые пригласили ее попробовать свои силы в кино. Вертмюллер работала ассистентом режиссера на съемках шедевров мирового кино «Восемь с половиной» и «Сладкая жизнь», а в 1963 году поставила свой дебютный фильм «Ящерицы».
Настоящая слава пришла к ней в 1972 году с фильмом «Мими-металлист, уязвленный в своей чести» (длинные названия — одна из фишек Лины) о сицилийце-коммунисте, вынужденном пойти против своих товарищей ради родственника-мафиози. А еще через три года она ставит военный фильм «Паскуалино «Семь красоток» со своим другом Джанкарло Джанини в главной роли, который получает сразу четыре номинации на «Оскар»: за лучший фильм на иностранном языке, лучший сценарий, роль и режиссуру. Тогда статуэтка Вертмюллер не досталась, но в 2020 году она все-таки получила «Оскар» — за общие заслуги перед кинематографом.
Джейн Кэмпион
Была номинирована в 1994 году
Уроженка Новой Зеландии Джейн Кэмпион выросла в семьи театралов Эдит и Ричарда Кэмпионов, актрисы и режиссера, создавших первую в стране профессиональную театральную компанию New Zealand Players. Изначально Джейн не планировала связывать свою жизнь с искусством и поступила на факультет антропологии, но после учебы в Лондоне на время увлеклась живописью. Рисование показалось ей слишком ограниченным в выразительных средствах, и она поступила в Австралийскую киношколу, чтобы заниматься кинематографом.
Первая же картина Кэмпион, «Корка», попала в 1982 году на Каннский кинофестиваль и получила награду за лучший короткометражный фильм. А еще через десять с небольшим лет, в 1993 году, ее новая лента «Пианино» с Харви Кейтелем также оказалась на Лазурном берегу и стала лучшим фильмом конкурса. За этот же фильм она получила «Оскар» за лучший сценарий и номинацию за лучшую режиссуру.