Такси на конной тяге
В крестьянском хозяйстве лошадь совершенно необходима, не случайно «безлошадный» в деревне — синоним нищего. В городе это не так: пахать не нужно, дрова всё равно приходится покупать, содержать лошадь в городских условиях накладно. По мере увеличения городских расстояний сам собой возникает спрос на извозчика.
Первоначально извозчики делились на перевозивших грузы «ломовиков» и пассажирских «ванек»; позже из «ванек» выделились «лихачи», управлявшие «такси ВИП-класса» — шикарными лаковыми колясками на шинах-«дутиках», запряжёнными холёными лошадьми. С извозчиком надо было торговаться: если в середине XIX века с московским «ванькой» можно было сговориться за двугривенный, то у «лихачей» расценки начинались с «трёшницы», но их и абонировали обычно не для «доехать», а для «прокатиться», минимум на полночи.
При всей своей полезности в крупных городах повозки на улицах создавали изрядный хаос. Извозчик в силу специфики профессии был нагловат, виртуозен в ругани и большой нелюбитель следовать правилам: стоял, где ему было нужно, ездил, как ему (или за отдельную доплату — седоку) было удобно. Власти боролись: вводили правила, увеличивали штрафы и полицейские штаты, но в конце концов отчаялись и передали организацию извоза (равно как и многие другие «неудобные» городские вопросы вроде благоустройства и медицины) в ведение созданных в соответствии с Городской реформой 1870 года структур местного самоуправления: городским думам и их распорядительным органам — управам.