Тренеры по красивой жизни
Как не прогадать с покупкой у инфоцыган курсов-пустышек
«Успешный успех», богатство и красивая жизнь доступны каждому — нужно лишь купить соответствующий курс. Эти обещания щедро раздают так называемые инфоцыгане, массово появившиеся с развитием онлайн-образования. Редко кому из их доверчивых клиентов удается разбогатеть, но желающих «прокачать себя» меньше не становится, ведь в тренде life-long learning, непрерывное образование в течение всей жизни, поэтому люди активно ищут возможности для саморазвития. Как не попасться на уловки недобросовестных продавцов воздуха? В этом вопросе разбирался РБК.
Истоки явления
Сразу оговоримся: используя здесь и далее по тексту слово «инфоцыгане», мы не проводим ни прямых, ни косвенных параллелей с цыганами. В данном случае речь идет о термине, которым в России с недавних пор стали называть людей, продающих «информационные продукты с неочевидной ценностью» — книги, курсы, тренинги, чек-листы и т.п.
Инфоцыгане — это чаще всего блогеры-миллионники (или стремящиеся ими стать), которые называют себя коучами или инфобизнесменами. Они обещают раскрыть секрет успешной жизни и богатства, но по факту их продукты часто состоят из информации, которую можно найти по первым ссылкам в интернет-поисковиках. Вместо конкретных знаний они обращаются к эзотерическим или психологическим практикам, рассказывают, как нужно ставить цели, быть уверенным в себе или правильно загадывать желания. Например, за 10 тыс. руб. покупателю курса предложат очистить пространство и выбросить старые вещи.
Возникновение понятия «инфоцыганство» в России часто связывают с проектом «Бизнес-Молодость». Он появился в 2010 году и закрылся в 2020 году — об этом заявил сооснователь проекта Петр Осипов. На протяжении десяти лет компания проводила курсы и тренинги и собирала на них тысячи людей, искавших секрет успешной жизни.
Также основателем инфоцыганства считается Андрей Парабеллум (Косырин). Его самым популярным курсом был «Коучинг на миллион». Но в 2016 году один из участников, Марк Куликович, подал на бизнес-тренера в суд и выиграл дело. Куликович получил 100 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда и добился признания Косырина мошенником. Встречный иск Косырина отклонили. В 2021 году в возрасте 46 лет Косырин умер от коронавируса.
В интернете слово «инфоцыгане» стало особенно популярным после выхода в 2021 году фильма Ксении Собчак «Как инфоцыгане продают воздух: разбираем схемы продаж и их курсы». Ведущая подробно и на примерах рассказала о так называемых прогревах и прочих приемах инфоцыган.
Вот сферы, в которых чаще всего можно встретить инфоцыган: психология и здоровье, семейные отношения, соцсети и SMM, фитнес, арбитраж трафика, выход на маркетплейсы.
Некоторые курсы посвящены «лечению» болезней — например, марафон «Зачатие», который был нацелен на бездетные пары.
Автором неудавшегося интенсива была Елена Блиновская (на фото) — «королева марафонов», задержанная в 2023 году по обвинению в уклонении от уплаты налогов на общую сумму почти 1 млрд руб.
Предпосылками успеха инфоцыган стало сразу несколько факторов, считает бизнес-тренер Анастасия Урнова, доцент Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, автор и ведущая YouTube-канала об эффективных коммуникациях «После дедлайна». Собеседница РБК выделила три важнейших из них:
«Первый фактор — девальвация и эрозия формальных институтов: ценность дипломов и сертификатов значительно снизилась. Людям нужны не «корочки», а конкретные прикладные знания, при этом не всегда важно, где и как они были получены. Второй фактор — это, конечно, распространение российских и зарубежных социальных сетей, позволивших, по сути, кому угодно говорить о себе что угодно. И, наконец, мода на образование. В цене не качество диплома, а возможность говорить о количестве пройденных курсов и крупной сумме, инвестированной в их получение. Думаю, многие слышали эти заветные: «Я отдал миллион за то, чтобы это узнать. Вы же можете купить это всего за 999 руб.» Ожидаемо, что в результате образовательные курсы стали востребованным продуктом, в котором маркетинговая составляющая начала преобладать над контентной. Как однажды сказала мне знакомая, которая занимается инфобизнесом, «придумать курс может каждый, ты пойди его продай».
Теперь вследствие высокой конкуренции самые успешные коммерческие продукты могут быть не самыми качественными, а просто хорошо упакованными. И громче всего заявляют о себе не самые компетентные, а самые уверенные в себе люди. При этом растущее количество предложений приводит не к снижению средней стоимости, а, наоборот, к росту.
Манипуляторы и признаки манипуляций
Определить инфоцыган достаточно легко по манере поведения в соцсетях. Все они используют одни и те же приемы и триггеры, чтобы привлечь как можно больше людей.
Решение всех проблем
Инфобизнесмены-мошенники продают «универсальную таблетку» для решения проблемы, с которой человек может бороться годами. Они будут обещать быстрый эффект: после прохождения их курса или покупки книги вы найдете работу, похудеете, сможете исполнить мечту.