Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

РБКАвто

Такси высокого полета

Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

Кирилл Жанайдаров, директор департамента транспорта фонда «Сколково» (группа ВЭБ.РФ)

Почти все писатели-фантасты создавали образ автомобиля будущего. Кирилл Жанайдаров, директор департамента транспорта фонда «Сколково», тоже попробовал себя в этой роли и представил, какие у нас будут средства передвижения через 30 лет.

Прежде чем говорить о возможных трендах и технологиях ближайших десятилетий, нужно отметить тот факт, что будущее уже наступило. Беспилотные грузовики перевозят грузы по оживленным магистралям и работают в суровых климатических условиях. За рулем такси сидят роботы. Электромобили завоевывают рынок. В каждом более-менее крупном городе присутствуют всевозможные сервисы по аренде транспорта: байкшеринг, каршеринг, кикшеринг, карпулинг, райдшеринг. Появляются новые модели использования общественного транспорта. Сам автомобиль превращается из средства передвижения в многофункциональный гаджет. Он обретает все больше независимых функций и умеет общаться с внешней средой.

Все виды аренды

Практически все передовые технологии, которые сегодня активно внедряются в транспортной сфере, намекают нам на то, что со временем мы полностью откажемся от личного автотранспорта. Причин тому несколько. Владение личным транспортом уже сегодня обходится дороже, чем использование такси или каршеринга. Второй немаловажный момент — эффективность. Личная машина задействуется в среднем одиндва часа в день, а большую часть времени простаивает, занимая и без того дефицитное городское пространство. Шеринговая машина сейчас передвигается до восьми часов в сутки.

Беспилотники в b2b

Еще один очевидный тренд завтрашнего дня — беспилотность. Внедрение беспилотного транспорта в России началось не сегодня и даже не вчера: первые прототипы были созданы в середине XX века, а в полной мере начали реализовываться после проведения в 2018–2019 годах технологических конкурсов, таких как «Зимний город» от «Сколково», РВК и НТИ.

Внедрение беспилотного транспорта в сегменте b2b идет семимильными шагами. Объем российского рынка беспилотников по итогам прошлого года составил около 14,7 млрд руб., а на горизонте пяти-семи лет максимальная емкость рынка при оптимистичном сценарии может вырасти до 500 млрд руб. Такой прогноз дают эксперты госкорпорации ВЭБ.РФ.

В июне 2023 года был дан старт коммерческой перевозке грузов по федеральной автомобильной дороге М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом командами КАМАЗа и «Сберавтотеха». Беспилотные грузовики уже работают на карьерной разработке, перевозят грузы в зоне вечной мерзлоты и внутри логистических центров. Главная задача роботов — избавить человека от рутинной работы. Кроме того, всем людям необходим отдых, а право на выходные дни закреплено на законодательном уровне. Роботы же не могут устать, они не болеют, им не нужен отпуск. Экономический эффект от использования роботов очевиден.

Ключевыми строителями рынка беспилотников, по мнению экспертов, станут технологические холдинги, которые собирают вокруг себя основных игроков. Так, «Консорциум БАС» (создан «Почтой России» и «Сколково Капитал») и другие создаваемые операторы расширят спрос на производство и будут осуществлять инвестиции во всю цепочку создания стоимости — от разработки и производства до сервисов и услуг.

Отдельно нужно выделить городскую уборочную технику. Спрос на ее услуги также будет только расти. В конце лета 2023 года на территории «Сколково» был запущен новый Центр роботизации городского хозяйства. Он призван структурировать рынок роботов в сфере содержания городской среды и научить их эффективной совместной работе.

Беспилотники в b2c

Беспилотные грузоперевозки интересуют представителей бизнес-сообщества, а обычные люди хотят беспилотные такси. Летом 2023 года «Яндекс» запустил сервис беспилотного такси и перевозит пассажиров в московском районе Ясенево, который стал своеобразным тестовым полигоном в рамках города.

Многих интересует, с какими проблемами и подводными камнями сталкиваются операторы и разработчики на этапе апробации беспилотных такси. Роботы вполне успешно справляются с управлением автомобилем в условиях городского дорожного движения, однако при взаимодействии с человеком иногда возникают некоторые проблемы. Люди порой принимают спонтанные решения. Например, выйти из транспортного средства, не доезжая до конечной точки маршрута. Робот должен уметь реагировать на такие спонтанные потребности и оперативно принимать решения, а человек, в свою очередь, должен следовать правилам пользования беспилотным такси.

Кроме того, бывают случаи вандализма со стороны людей, а также форс-мажорные ситуации, когда человеку вдруг становится плохо в салоне такси. Учитывая эти моменты, основное внимание я бы уделил обучению машин в формате не «робот — дорога», а «робот — пассажир».

С каждым днем мы видим все более масштабное проникновение беспилотных технологий в различные виды транспорта. Рельсовый транспорт наравне с логистическим сектором может быть автоматизирован в ближайшее время. Также я уверен, что в обозримом будущем мы сможем прокатиться на беспилотном речном трамвае.

Летающие машины

Вишенка на торте всего беспилотного транспорта — авиатакси. Летающие авто мы видели во многих фантастических фильмах прошлого. Сегодня мы как никогда близки к реальному воплощению этой технологии. Рынок транспортных средств с вертикальным взлетом растет темпами, которые значительно опережают все ранее сделанные прогнозы.

Вертикальный взлет и отсутствие необходимости иметь взлетную полосу являются очевидным преимуществом для города. Вместе с тем есть ряд технологических задач, которые требуется решить. Нужно обеспечить хорошую дальность полета (учитывая тяжелые аккумуляторы) и устойчивость транспортного средства. Необходимо разработать и внедрить беспилотную систему управления. Еще один важный момент — коридоры для полетов. Крайне не хотелось бы, чтобы в случае чрезвычайного происшествия машины падали на головы гуляющим по улице людям, поэтому важно сформировать новые транспортные коридоры. Например, использовать реки для полетов, по крайней мере на первом этапе; дальше уже, видимо, добавятся железнодорожные ветки и автомобильные дороги.

Новая работа для водителей

А как же водители? Неужели роботы и искусственный интеллект лишат людей рабочих мест? Такие вопросы сегодня очень популярны. Ответ, на мой взгляд, очевиден. Исчезновение кучеров и извозчиков в начале XX века не обрушило мир, а, наоборот, привело к эволюции профессии. Технологический прогресс сопровождал нас всегда и побуждал людей учиться и осваивать новые задачи. Беспилотные технологии провоцируют появление сотен новых компаний и тысяч высокотехнологичных рабочих мест в смежных областях, где осуществляется разработка компонентной базы, сервисов умной мобильности, IT-решений и многого другого.

Каким будет транспорт будущего

Резюмируя все вышеперечисленное, давайте попробуем выделить ключевые критерии транспорта и транспортной инфраструктуры завтрашнего дня. Первый критерий транспорта будущего — беспилотность. Второй — модульность конструкции автомобиля. Он будет иметь единую платформу, которая позволит быстро реализовать любое решение в рамках его функционала. Универсальность платформы — основа новой мобильности.

Еще один критерий — электрический двигатель. Уже сейчас мы наблюдаем стойкую динамику роста производства и продаж электротранспорта во всем мире. Абсолютно все автопроизводители в России анонсировали планы по производству электромобилей и компонентной базы к ним. Возможно, когда-нибудь у инженеров появится возможность применения водородных топливных элементов, которые позволят снизить вес автомобиля и увеличить протяженность поездки на одном заряде.

Заряженные в завтрашний день

Наличие машины, да еще и беспилотной, подразумевает соответствующую инфраструктуру. Переход на электричество требует высокой скорости заправки транспортного средства. Мощность зарядных станций постоянно растет. Думаю, что на горизонте десяти лет электромобиль будет заряжаться так же быстро, как сегодня заправляются автомобили с бензиновым двигателем. В этом направлении я могу отметить компанию — резидента «Сколково» «Яблочков». Недавно она представила прототип бесконтактной зарядки. Также будут востребованы передвижные мобильные зарядные станции для экстренной подзарядки электромобилей и системы утилизации аккумуляторов. Электромобиль, как и беспилотник, будет создавать большое количество суботраслей.

В целом, размышляя о транспорте будущего, довольно сложно давать отдаленные прогнозы. Возможности человечества практически безграничны. Мы легко принимаем новые технологии и создаем их. Вполне возможно, что когда-нибудь поверхность Земли будет доступна только для людей, а весь транспорт уйдет в подземные скоростные тоннели под городами. Также я не исключаю, что летающие беспилотные электрические машины через 50 лет будут такими же доступными, как сегодня нам доступна аренда велосипеда или электросамоката.

Фото: Андрей Любимов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь в серебре Жизнь в серебре

Чем живет город Гуанахуато, обеспечивший современный миропорядок?

Вокруг света
Байки из мавзолея Байки из мавзолея

«Вселенная Стивена Кинга»: все, что мы и так знаем о мастере ужасов,— и не более

Weekend
Андрей Себрант: «Самые интересные профессии еще не появились» Андрей Себрант: «Самые интересные профессии еще не появились»

Кем быть в эпоху нестабильности с одной стороны, и расцвета технологий с другой?

РБК
Два дня Владимира Ильича Два дня Владимира Ильича

Как Марк Захаров и Олег Ефремов вдыхали жизнь в лениниану

Weekend
Олег Шибанов: «Нейроэкономика и нейрофинансы уже интригуют некоторыми результатами» Олег Шибанов: «Нейроэкономика и нейрофинансы уже интригуют некоторыми результатами»

К чему приведут новые технологии в экономике

РБК
Главное действующее лицо по-прежнему студент Главное действующее лицо по-прежнему студент

Как сохранить творческую атмосферу на факультете?

Знание – сила
Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир» Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир»

Когда ожидать квантового превосходства и какие изменения оно повлечет в будущем

РБК
5 психологических советов, которые помогут пережить боль от разрыва 5 психологических советов, которые помогут пережить боль от разрыва

Как справиться с грустью и перестать обесценивать себя после расставания

Psychologies
Михаил Задорнов: «Видно, как ухудшается управление компаниями» Михаил Задорнов: «Видно, как ухудшается управление компаниями»

Почему не все компании в России ощущают рост процентных ставок?

РБК
Что произойдет с телом, если забеременеть сразу после увеличения груди: хирург рассматривает случай Анастасии Костенко Что произойдет с телом, если забеременеть сразу после увеличения груди: хирург рассматривает случай Анастасии Костенко

Как беременность может сказаться на пластике груди? Случай Анастасии Костенко

VOICE
Рестораторы. Lucky Group Рестораторы. Lucky Group

Трио рестораторов Lucky Group – и их маленькая революция в гастрономическом мире

GQ
Марс — крестьянам, роботов — рабочим! Марс — крестьянам, роботов — рабочим!

«Кибердеревня»: березапанковская Россия будущего

Weekend
Я не толстая! Я не толстая!

Порой лишние кило могут превратиться в серьезное заболевание

Лиза
Как модель Оля Запивохина делает карьеру даже после перенесенной операции на мозге Как модель Оля Запивохина делает карьеру даже после перенесенной операции на мозге

Модель Оля Запивохина: почему не всегда нужно все планировать?

Forbes
Как одевались советские дети: 5 обязательных атрибутов Как одевались советские дети: 5 обязательных атрибутов

Давайте вспомним, какими были главные предметы гардероба ребенка в СССР

Psychologies
Биоархеологи выяснили рацион людей из скифской «Долины царей» Биоархеологи выяснили рацион людей из скифской «Долины царей»

Ученые проанализировали останки 12 человек из памятника Чинге-Тей-I

N+1
Законы СССР, которые советские люди массово нарушали Законы СССР, которые советские люди массово нарушали

Ряд статей уголовного кодекса граждане СССР нарушали почти поголовно

Maxim
По каким правилам проходила трапеза на Руси? По каким правилам проходила трапеза на Руси?

Каждый прием пищи на Руси превращался в ритуал со своими правилами

Культура.РФ
Квартиры не отдаются Квартиры не отдаются

Доступность жилья в России снизилась до уровня десятилетней давности

Деньги
Уравнение спасения Уравнение спасения

Виноват ли выживший — и другие вопросы войны в фильме «Спасти рядового Райана»

Weekend
Этими трюками пользуются все звездные стилисты: 5 секретов идеальных образов на каждый день Этими трюками пользуются все звездные стилисты: 5 секретов идеальных образов на каждый день

Давай научимся внедрять в образы эффектные детали

VOICE
Все китайские производители смартфонов: кто есть кто Все китайские производители смартфонов: кто есть кто

Китайские производители смартфонов, которые бросают вызов "акулам" рынка

CHIP
Идейный человек Идейный человек

Как рождаются новые рецепты

Bones
Деньги на чужом успехе: как заработать на готовом арендном бизнесе и что это такое Деньги на чужом успехе: как заработать на готовом арендном бизнесе и что это такое

Арендаторы почувствовали свою власть и навязывают невыгодные условия

Forbes
Городская среда Городская среда

Дубай полностью соответствует канонам арабской сказки

Правила жизни
Топливо империй или пища для лошадей: как овсянка покорила Шотландию, а затем и мир Топливо империй или пища для лошадей: как овсянка покорила Шотландию, а затем и мир

Как овсянка стала одним из важнейших продуктов в истории человечества?

Forbes
Пятиминутный гид по аутофагии — механизму вечной молодости (но это не точно) Пятиминутный гид по аутофагии — механизму вечной молодости (но это не точно)

«Аутофагия» — это самоочищение организма от поврежденных клеток и их частей

Правила жизни
Повод для праздника: как в обществе меняется отношение к разводам Повод для праздника: как в обществе меняется отношение к разводам

Как менялось отношение к расторжению брака и как его воспринимают сейчас

Forbes
5 признаков человека, которого недолюбили в детстве 5 признаков человека, которого недолюбили в детстве

Как можно определить, что в детстве тебе не хватило родительской любви

VOICE
От икон до военных мундиров: самые неожиданные коллекции, собранные спортсменами От икон до военных мундиров: самые неожиданные коллекции, собранные спортсменами

Forbes Sport представляет неординарные коллекции, собранные спортсменами

Forbes
Открыть в приложении