Парфюмерно-косметической промышленности необходима господдержка

РБКБизнес

Стратегия для красоты

Господдержка парфюмерно-косметической промышленности способна сделать отрасль одним из драйверов роста несырьевого экспорта.

Текст Нина Блейман

Глобальный косметический рынок в 2017 году достиг $532 млрд, а к 2024 году, по оценке международной Zion Market Research, может вырасти до $863 млрд, ежегодно прибавляя чуть больше 7%. На динамике рынка в последние годы не сильно отразились даже колебания мировой экономики: спрос со стороны потребителей на косметическую продукцию стабильно растет, причем не только в женском сегменте, но и в мужском. Старение населения в развитых странах способствует повышению спроса на антивозрастную косметику, тогда как среди миллениалов растет запрос на высокотехнологичные инновационные средства, натуральные и органические продукты, «этичную» косметику, не тестировавшуюся на животных.

Российский рынок косметики и парфюмерии в 2017 году вырос на 5%, по оценкам Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), его оборот составил 600 млрд руб.

При этом стремительный взлет продемонстрировал экспорт: по данным Российского экспортного центра (РЭЦ), только за первые шесть месяцев минувшего года он вырос на 46%, до $295,1 млн, причем рост наблюдался четвертое полугодие подряд. Среди основных покупателей — страны СНГ, включая Белоруссию и Казахстан, а также Украина. Впрочем, в РЭЦе отмечают заметный рост поставок в страны Восточной Европы — Латвию, Польшу, Чехию — и Монголию. Наибольшим спросом пользовались российские средства для ухода за волосами ($86,8 млн) и средства для макияжа и ухода за кожей ($85,2 млн). По оценке Минпромторга, на экспорт в дальнее зарубежье сейчас поставляется четверть всей российской косметики. Еще несколько лет назад этот показатель не превышал 15%.

Косметический бум

Возможность вписаться в мировой тренд и наличие серьезных технологических заделов в этой области делают российскую парфюмерно-косметическую отрасль одним из важных драйверов развития несырьевого экспорта, объем которого к 2024 году, согласно поручению президента РФ, необходимо нарастить до $250 млрд. Способствовать этому должна реализация «Стратегии развития парфюмерно-косметической отрасли до 2030 года», которую готовит Минпромторг. Перспективы развития отрасли глава министерства Денис Мантуров обсудил с представителями бизнеса еще весной этого года, по результатам совещания было принято решение создать межведомственную рабочую группу, которая и займется составлением итоговой «Стратегии». Основная задача документа — обеспечение качества и конкурентоспособности российской косметической продукции на мировом рынке, развитие производственных компаний и увеличение доли косметики, идущей на экспорт.

Как заявил недавно директор департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Алексей Алехин, в ведомстве приступили к разработке предложений по мерам поддержки отрасли. Для подготовки и реализации стратегии министерству, в частности, не хватает полномочий по работе с предприятиями. Проект постановления правительства, предоставляющий такие полномочия, проходит общественное обсуждение. Параллельно ведутся консультации и с представителями парфюмерно-косметического рынка.

Представители рынка ждут перемен. В господдержке, по словам председателя правления РПКА Татьяны Пучковой, нуждаются и предприятия, и отрасль в целом, в том числе научная деятельность и внедрение новых технологий.

Несмотря на серьезный рост качества российской косметики, на внутреннем рынке она до сих пор недостаточно оценена потребителями, а за рубежом практически неизвестна, хотя более 60 российских производителей уже имеют экспортный опыт, говорит Татьяна Пучкова. Комплексная поддержка государства может серьезно поднять статус отечественной продукции, считают в РПКА.

Прекрасная «зеленая»

Главное конкурентное преимущество российской косметики на глобальном рынке — соотношение цены и качества, уверена Татьяна Пучкова: при ее производстве используется сырье со всего мира, упаковка не уступает мировому уровню продукции массмаркета, в то же время цена значительно ниже, чем у европейских производителей.

«Российская косметика традиционно продвигается и воспринимается покупателями как самая экологически чистая — среди производителей широко распространены «зеленые» принципы, используется натуральное сырье», — отмечает Алексей Алехин. В Минпромторге полагают, что экологичность отечественной продукции может стать одним из ключевых ее преимуществ при продвижении за рубежом.

В странах Юго-Восточной Азии, особенно в Китае, российская продукция действительно воспринимается как экологически чистая, ссылаются в РПКА на данные Российского экспортного центра. Особым спросом пользуются зубные пасты (продукция компании SPLAT представлена в ста странах мира, ROCS — в 40), детская косметика, средства по уходу за волосами (например, компании «Русская косметика»). Опыт российских национальных павильонов, организованных при поддержке РЭЦа, на международных выставках в Южной Корее и Дубае позволяет сделать вывод о большом интересе к российской продукции в этих регионах. 14 российских компаний, принявших участие в крупнейшей Beauty World Middle East, нашли для себя интересные возможности для экспорта, отмечают эксперты Российского экспортного центра.

Выращено в России

Одно из направлений стратегии — производство новых высокотехнологичных видов сырья для отечественных косметических предприятий. В отрасли наблюдается острая нехватка собственного сырья, до 90% ингредиентов предприятия получают из-за рубежа. В Сибири и на юге страны неплохие ресурсы для производства растительного сырья, но производители вынуждены покупать аналогичные экстракты у поставщиков из других стран, в частности Индии и Китая. Причем зачастую исходное растительное сырье закупается в России, перерабатывается и поставляется к нам в виде уже готовых экстрактов, сетует Татьяна Пучкова.

По сути, речь может идти о возрождении старых традиций: в советское время созданию сырьевой базы для парфюмерно-косметической отрасли уделялось большое внимание, отмечает директор компании — поставщика эфирных масел «Сиббио» Владимир Бузов. Под эфироносы выделялись большие площади, отраслевыми исследованиями занимались два всесоюзных института, разрабатывались техника и технологии переработки сырья. После 1991 года отрасль пришла в упадок, что и привело к импортозависимости. Реформирование отрасли должно способствовать созданию новых высокомаржинальных производств и внедрению технологий глубокой переработки сырья, позволяющих получить из него целый набор компонентов, полагают в РПКА.

Поддержать без давления

Стратегия Минпромторга должна охватить основные задачи развития отрасли до 2030 года. Однако, по мнению представителей РПКА, для развития индустрии и государству, и самим производителям придется приложить значительные усилия уже в ближайшие два-три года. Успех во многом будет зависеть от межведомственного взаимодействия, неэффективность которого зачастую оказывается основным тормозом при реализации конкретных проектов, считают в РПКА.

Важная особенность отрасли в целом — высокая доля представленных в ней предприятий малого и среднего бизнеса — до 90%. При этом традиционные меры поддержки рассчитаны главным образом на крупный бизнес. «Мы надеемся, что правительством будут разработаны новые механизмы, подходящие для малых предприятий и учитывающие их специфику», — отмечает Татьяна Пучкова. Кроме того, это наукоемкая отрасль с длинными деньгами, а значит, особое внимание должно быть уделено инструментам эффективной финансовой поддержки при запуске новых производств или внедрении новых технологий и продуктов.

Кроме того, после вступления в силу 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и внедрения системы ЕГАИС закрылось около 80% российских предприятий, производивших парфюмерию.

Новым ударом для этого сегмента рынка может стать запланированное на 1 декабря 2019 года введение обязательной маркировки парфюмерии идентификационными метками. Российское производство этого просто не выдержит, отмечают в РПКА, а компаниям-экспортерам будет проще уйти с рынка, чем ввозить продукцию по новым правилам. Основной аргумент в пользу введения меток — гарантия качества для потребителя и защита от контрафактной продукции, по мнению индустрии, в данном случае не работает. При принятии правительством решения о необходимости введения маркировки для парфюмерии никаких консультаций с бизнесом не проводилось, данные о доле контрафакта парфюмерии на рынке, на основании которых оно принято, вызывают у бизнеса большие сомнения. В конце мая Российская парфюмерно-косметическая ассоциация совместно с тремя другими профессиональными объединениями — Ассоциацией производителей парфюмерии и косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ), содружеством производителей фирменных торговых марок «Русбренд» и Ассоциацией прямых продаж (АПП) — направили письмо в адрес президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева с просьбой исключить введение данной меры для парфюмерной продукции.

Восточная волна

Эффективность госучастия в развитии косметической отрасли демонстрирует опыт Южной Кореи. Экспорт корейской косметики по объему на сегодняшний день сопоставим с продукцией компаний ИТ-сферы. И с 2006 года этот показатель ежегодно растет не менее чем на 10%, впервые экспорт превысил импорт в 2012 году. В сегменте декоративной косметики Корея сейчас занимает третье место по объемам экспорта после традиционных поставщиков косметики — Франции и США, а темпы ее прироста в 2016 году составили 41%, тогда как у первой двойки — 5 и 4% соответственно.

Ряд инновационных корейских разработок, таких как BB- и CC-кремы, и косметика на основе улиточного экстракта получили широкое международное признание и включены в производство крупнейшими мировыми брендами.

Южная Корея предоставляет компаниям-экспортерам налоговые льготы, поддерживает представителей отрасли в торговых спорах на международной арене, проводит международные косметические выставки и активно продвигает местный spa-туризм. Государство активно поддерживает инвестиции в НИОКР в области биомедицины и химической промышленности. Стратегический план развития медицинской отрасли Bio Health предполагает двукратное увеличение экспорта медицинских товаров и услуг, в том числе и косметики, к 2020 году.

Координируют работу в этой области Министерство промышленности и энергетики страны и Корейская ассоциация нефтехимической промышленности. Организация национальных павильонов на международных выставках вообще стала основным механизмом продвижения локальных производителей во всем мире, а сама продукция парфюмерно-косметической отрасли наряду с кино, музыкой, литературой позиционируется в стране как часть национальной культуры, так называемой корейской волны. Результатом целенаправленной государственной политики по развитию отрасли стал рост популярности южнокорейских брендов на традиционно сильных в индустрии рынках Европы и США, Японии и КНР.

Структура глобального парфюмерно-косметического рынка в 2017 году

Источник: Loreal finance, 2017

«Вложения в R&D оправдывают себя»

Евгений Пантелеев, генеральный директор косметического объединения «Свобода»

Российские производители работают в условиях жесткой конкуренции. Больше половины рынка в среднем и высоком ценовом сегментах занято импортом.

Это подстегивает бизнес: нужно бороться за покупателя, за ассортимент, за бренд, за экономику предприятия. Два главных преимущества иностранных производителей: низкая стоимость денег и серьезное опережение в научных исследованиях и разработках для косметического производства. Примерно половина сырья у нас — импортная. Все отдушки мы покупаем только за рубежом. В силу географических и климатических особенностей нашей страны существенную часть ингредиентов природного происхождения мы также приобретаем за рубежом. Но и своего натурального сырья в стране достаточно — взять, к примеру, девственные леса Сибири. Нужно разрабатывать новые компоненты, для этого заинтересовать науку — химиков и биологов, привлечь инвестиции в производство сырья.

Вложения в R&D оправдывают себя. Разработки созданного на «Свободе» космецевтического инкубатора и нанотехнологического центра «Дубна» позволили, например, применить соединение коллоидного серебра последнего поколения в производстве зубной пасты.

Но проблему в отрасли частные кейсы не решают. Это вопрос отраслевого и государственного взаимодействия. Сейчас, когда регуляторы и представители отрасли работают над стратегией развития косметической отрасли, важно понимать, что приоритетную поддержку должна получить наука и во вторую очередь — производство.

Фото: Алена Кондюрина для РБК; Артем Коротаев/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бабочки мои Бабочки мои

Мы попросили одного верного мужа рассказать о сексе в долгом браке

Добрые советы
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов

Судьба первого русского нефтепромысла

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом

Насколько сильно ошибаются «умные весы» в своих измерениях?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении