Разбираемся, как именно строится транспортная система будущего

РБКHi-Tech

Дороги без дураков

Нейросети уже сейчас помогают человеку в анализе и классификации больших объемов информации, например, в управлении движением и повышении безопасности на дорогах. Сами дороги становятся современнее и «умнее». А такси уже обходятся без водителей. Разбираемся, как именно строится транспортная система будущего

Авторы: Марсель Нигметзянов, заместитель генерального директора концерна «Телематика», Дмитрий Куликов, руководитель Центра компьютерного зрения концерна «Телематика», Мария Решетникова, «РБК Тренды»

Нейросети-регулировщики, «умные» трассы и беспилотные такси — как и на чем мы будем передвигаться в будущем.

Из чего состоит «умная» дорога

«Интеллектуальные», или «умные», дороги — это не просто проезжая часть, а комплексная система, позволяющая транспорту в автоматическом режиме взаимодействовать с окружающей инфраструктурой, а самой инфраструктуре — получать важную информацию от транспорта и окружающей среды. Конечно, «умные» дороги в пределах города и «умные» магистральные трассы отличаются по функциональности и задачам, которые они решают, и содержат различный набор интеллектуального оборудования и подсистем.

Например, в состав оборудования магистральных «умных» дорог входят информационные табло и системы мониторинга транспортных потоков, система фото- и видеофиксации нарушений ПДД, весогабаритный контроль и технологии подключенного транспорта (V2X, Vehicle-to-everything — автомобиль, подключенный ко всему). А если речь идет о дорогах внутри города, то здесь необходимо интеллектуальное управление светофорами, детектирование ДТП и ЧС, контроль интенсивности транспортных потоков и скорости движения автомобилей и другие информационные системы, помогающие автоматически управлять дорожным движением.

Какую дорогу можно назвать «умной»

Ключевая составляющая «умной» дороги — интеллектуальные решения, которые связывают и управляют всем оборудованием в рамках единой системы. Но в вопросах классификации «умной» дороги, а также уровней ее IQ пока еще нет четкого определения.

Если порассуждать и попробовать классифицировать это понятие по степени интеллекта, то есть проникновения технологий, то начальный уровень «умной» дороги должен обязательно включать автоматизированное управление дорожным движением, в том числе выявление инцидентов, оповещение водителей с помощью информационных табло и мониторинг транспортных потоков.

К необходимому на этом уровне также стоит отнести систему фотовидеофиксации нарушений ПДД и весогабаритный контроль. Это базовый уровень, то есть подобный функционал представляет собой жизненно важный минимум «умной» дороги, который обязательно нужно реализовать на большом количестве магистралей уже в ближайшем будущем.

А вот о продвинутом уровне развития можно будет вести речь, если на дороге начнут применяться те самые технологии V2X. Тогда, к примеру, автомобиль будет сам передавать информацию о внезапном торможении идущей впереди машины, и, таким образом, все движущиеся позади смогут вовремя притормозить и перестроиться. Или о том, что за поворотом на дороге яма, которую лучше объехать.

Причем обмен данными будет двухсторонним: например, светофоры станут передавать автомобилям информацию о фазах включения разрешающего сигнала, а интеллектуальные системы машины рассчитают нужную скорость, чтобы двигаться постоянно в режиме «зеленой волны» и не тормозить.

У каких трасс в России самый высокий IQ

Самой «умной» трассой в России является Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Московском регионе. На начало 2023 года это самая насыщенная технологиями автомагистраль в стране. К примеру, она оснащена безбарьерной системой взимания платы «Свободный поток», в которой с момента запуска зафиксировано более 168 млн проездов пользователей. Кроме того, участок ПК-3 ЦКАД оснащен интеллектуальной системой управления дорожным движением нового поколения и технологией V2X.

Интеллектуальная система ЦКАД собирает огромные объемы разнородных данных: информацию о погодных условиях, плотности транспортных потоков, авариях и заторах в каждый момент времени. Также камеры распознают посторонние предметы на дороге, выход на нее пешеходов или животных. Данные обрабатываются, и в соответствии с этим запускаются сценарии, оптимально соответствующие ситуации на трассе. Водители получают предупреждения через информационные табло и знаки соответствующего участка ЦКАД. Но также могут получать сообщения на экран автомобиля при наличии в нем устройства V2X.

Результат системы управления дорожным движением уже есть: аварийность снизилась в два раза, а скорость реагирования аварийных комиссаров теперь не превышает 15 минут, что также делает движение по дороге более безопасным.

Каким будет будущее «умных» дорог

В перспективе «умные» дороги будут интегрированы с интеллектуальными системами беспилотных автомобилей и фактически начнут передавать им команды и помогать контролировать движение таких машин. А до прихода эры беспилотников «умные» дороги смогут обмениваться данными с обычными автомобилями, которые будут оснащены устройствами V2X и способны «разговаривать» как с дорогой, так и с другими машинами.

Да, беспилотные автомобили хоть и кажутся пока чем-то далеким, но уже существуют и даже ездят по дорогам. А, например, на трассе М-11 «Нева», которая соединяет Москву и Санкт-Петербург, уже планируется создание инфраструктуры, которая позволит перемещаться беспилотному транспорту, — это станет первым этапом госпроекта «Беспилотные логистические коридоры». Уже в 2024 году на этой трассе начнут работу беспилотные грузовики, которые будут перевозить грузы между логистическими терминалами. Всего же в соответствии с проектом предполагается, что к 2030 году в России около 20 тыс. км дорог будут включены в единую сеть беспилотных логистических коридоров.

На платных дорогах ИИ применяется как в барьерных системах оплаты, так и на трассах с безбарьерным «Свободным потоком». На безбарьерных платных дорогах ИИ позволяет водителям ехать без остановки для оплаты проезда. Нейронные сети используются для автоматического распознавания номерных знаков, определения марки, модели и класса транспортного средства. Это снижает вероятность возникновения заторов и аварий на дорогах, так как автомобили могут свободно проезжать через пункты оплаты, не снижая скорости движения и не перестраиваясь.

Такой тип оплаты используется на трассах ЦКАД, М-12, МСД, а также проектируется на других строящихся платных магистралях. Сегодня алгоритмы ИИ, используемые в системе «Свободный поток», распознают более ста марок и тысячу моделей транспортных средств, а также номера 60 стран.

В барьерных системах взимания платы ИИ позволяет облегчить работу и снизить количество ошибок оператора пункта взимания платы (ПВП), ускорить процесс проезда транспортных средств через ПВП, а также автоматизировать процесс оплаты въезда на участок платной дороги. Распознавание класса ТС работает здесь по схожему принципу, но используется иная конфигурация нейронной сети из-за другого конструктива барьерного пункта взимания платы. ИИ обучен разным ситуациям для правильного определения класса автомобиля: груз на крыше ТС, машина с прицепом, жесткая и гибкая сцепка и другие нетипичные случаи.

Разработка современных интеллектуальных транспортных систем требует глубокого внедрения ИИ и нейронных сетей. Их применение позволяет не только ускорять и облегчать работу сотрудников транспортных служб, но и создавать новые решения, которые невозможно представить без интеллектуальной обработки данных. Тем самым достигается качественный переход на новый уровень как удобства, так и безопасности дорог.

В каких городах и странах можно заказать роботакси

Поездки без водителей уже стали реальностью для жителей некоторых городов. Компании не только развивают парки таких машин, но и предлагают совершенно новые концепты. Еще пять-семь лет назад производители автомобилей предсказывали, что к 2020 году технология автономного вождения получит широкое распространение. Теперь разработчики признают, что задача оказалась гораздо более сложной и дорогостоящей, чем предполагалось. Тем не менее автономные автомобили уже появляются на улицах городов в виде роботакси.

Компания Cruise при поддержке General Motors в 2022 году запустила полностью беспилотную службу роботакси Chevy Bolt в американских городах Остине, Финиксе и Сан-Франциско. Также компания сообщала о планах протестировать свое роботакси Origin нового поколения на дорогах общего пользования в Сан-Франциско к концу 2023 года. Автомобиль похож на шаттл, в котором нет ни рулевого колеса, ни педалей.

А Uber и производитель беспилотных технологий Motional в 2022 году начали развивать свою службу роботакси в Лас-Вегасе. С начала 2023 года услугу можно заказать и в ночные часы.

В этом городе уже работает служба роботакси компании Lyft, которую также запустили совместно с Motional. Аналогичный сервис развивают в Лос-Анджелесе. Motional поставляет для роботакси Uber и Lyft электромобили Hyundai IONIQ5.

Также Lyft совместно со стартапом по разработке ПО для автономного вождения Argo AI и Ford запустили роботакси в Майами и Остине. Пассажиров перевозят гибридные автомобили Ford Escape.

Роботакси тестируют и в России. Осенью 2021 года «Яндекс» запустил первые такие машины в Ясеневе. Роботакси созданы на базе Toyota Prius и Hyundai Sonata. В июне 2023 года «Яндекс» сделал сервис в Ясеневе общедоступным, а поездку можно было заказать в приложении «Яндекс Go» за 100 руб.

В Китае нишу роботакси занял техгигант Baidu, который испытывает свои беспилотные авто в десяти городах по всей стране.

Японская Toyota пока тестирует свои робошаттлы e-Palette без руля и педалей только на изолированных площадках. Роботакси испытывали в Олимпийской деревне во время Паралимпийских игр в Токио в 2021 году. Тогда не обошлось без инцидентов, и тесты пришлось остановить для доработки авто.

Tesla, которая уже не первый год обещает выпустить свое роботакси, на декабрьской презентации электрогрузовиков Semi в 2022 году подтвердила свои намерения. В 2023 году Tesla объявила о создании беспилотных такси без устройств управления — руля и педалей. Компания обещает показать первый такой автомобиль в 2024 году.

Одновременно компании разрабатывают новые проекты роботакси, которые можно будет увидеть на дорогах в недалеком будущем.

Иллюстрации: Midjourney

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Благородные, но такие разные Благородные, но такие разные

Почему цены на драгметаллы разнонаправлены

Деньги
Салат «Оливье» Салат «Оливье»

Как появился культовый салат «Оливье»

Знание – сила
Экстремалы в природе, или о пределах выносливости Экстремалы в природе, или о пределах выносливости

Они выбрали себе жизнь, какой не позавидуешь, и везде сумели освоиться

Наука и жизнь
Тейлор Свифт, Kiss и фрезеровщики: кто выгоняет футбольные клубы с их стадионов Тейлор Свифт, Kiss и фрезеровщики: кто выгоняет футбольные клубы с их стадионов

Как выступления звезд и другие виды спорта рушат планы футбольных команд

Forbes
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Плоды ошибок трудных Плоды ошибок трудных

Государство усиливает регулирование в сфере абортов

Монокль
Военторг Чарли Военторг Чарли

Как в перерывах между вечеринками американский конгрессмен развалил СССР

Дилетант
От «золотой клетки» к art of living От «золотой клетки» к art of living

Как изменились ценности покупателя элитной недвижимости за 30 лет

РБК
Как подобрать правильно вклад и не ошибиться? Как подобрать правильно вклад и не ошибиться?

С повышением ключевой ставки Банком России ставки по вкладам поползли вверх

Наука и техника
Чай, сжигающий жир на животе: какой напиток выбрать и как его правильно пить Чай, сжигающий жир на животе: какой напиток выбрать и как его правильно пить

Есть продукты, ускоряющие избавление от висцерального жира

VOICE
Шуба, золото, икра: почему тренд Slavic Girl захватил соцсети и как сделать его модным Шуба, золото, икра: почему тренд Slavic Girl захватил соцсети и как сделать его модным

Почему западные блогеры переодеваются в пушистые шубы и меховые шапки?

Правила жизни
Юрий Темирканов (10.12.1938 - 2.11.2023) Юрий Темирканов (10.12.1938 - 2.11.2023)

Телеведущая Ника Стрижак вспоминает дирижера Юрия Темирканова

Собака.ru
Разум толпы Разум толпы

Усредненный прогноз группы может быть более точным, чем суждения специалистов

ТехИнсайдер
«Кукурузная кампания» Никиты Хрущева: как первый секретарь ЦК КПСС пытался накормить всю страну «Кукурузная кампания» Никиты Хрущева: как первый секретарь ЦК КПСС пытался накормить всю страну

Почему именно кукуруза стала предметом кампании Никиты Хрущева

ТехИнсайдер
7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать 7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать

Сегодня мы обращаемся к детективам не за новым, а за уютным старым

Правила жизни
Киборги нашего времени Киборги нашего времени

Реабилитационная наука задает глобальные тренды в медицине и биохакинге

Монокль
10 новогодних фильмов, которые должен посмотреть каждый 10 новогодних фильмов, которые должен посмотреть каждый

Фильмы, которые подарят вам новогоднее настроение

Maxim
Фиби Уоллер-Бридж: Смех и слезы аристократки Фиби Уоллер-Бридж: Смех и слезы аристократки

Пока Фиби шла к успеху, слез было пролито немало…

Караван историй
Дельфины чувствуют электрические поля Дельфины чувствуют электрические поля

Дельфины используют «электрочувство» при охоте и навигации

ТехИнсайдер
Ученые научились узнавать, какой из ваших органов откажет первым Ученые научились узнавать, какой из ваших органов откажет первым

Что бы вы предпочли: знать, когда вы умрете, или как?

ТехИнсайдер
Правую или заднюю? Какую лапу сосет медведь в своей берлоге? Спойлер: никакую! Да и берлоги у него нет Правую или заднюю? Какую лапу сосет медведь в своей берлоге? Спойлер: никакую! Да и берлоги у него нет

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему медведь сосет лапу?

ТехИнсайдер
Химия и жизнь Химия и жизнь

Есть заболевания, разговоры о которых до сих пор стигматизированны — онкологии

Robb Report
Цветок по имени Настя Цветок по имени Настя

Об эмоциональном выгорании родителей, ухаживающих за неизлечимо больным ребенком

СНОБ
7 неочевидных признаков того, что вас не уважают 7 неочевидных признаков того, что вас не уважают

Признаки того, что ваши слова не имеют никакого веса для других людей

Maxim
«Берлога» для геолога «Берлога» для геолога

Колоритное пространство для увлечённого и компанейского парня

Идеи Вашего Дома
Выйти из «зловещей долины» Выйти из «зловещей долины»

Что такое ИИ-тревожность и как с ней справляться

РБК
Наталья Оксентюк: «В каждом из нас живет внутренний родитель, взрослый и ребёнок. И важно, чтобы они были в гармонии» Наталья Оксентюк: «В каждом из нас живет внутренний родитель, взрослый и ребёнок. И важно, чтобы они были в гармонии»

Кто такие внутренний родитель, взрослый и ребенок?

Здоровье
Павильонный зал Павильонный зал

Памяти Людмилы Николаевны Воронихиной, чьё имя — история и легенда Эрмитажа

Дилетант
Атомно-силовой микроскоп отличил дейтерий от водорода в молекуле пентацена Атомно-силовой микроскоп отличил дейтерий от водорода в молекуле пентацена

Теперь электронный парамагнитный резонанс можно измерять и с одной молекулы

N+1
Делу время, потехе час: как новый подход к работе поможет избавиться от прокрастинации Делу время, потехе час: как новый подход к работе поможет избавиться от прокрастинации

Может ли планирование боли и удовольствия помочь справиться с прокрастинацией?

Psychologies
Открыть в приложении