Разные лики педагогической запущенности
Как можно оценивать ситуацию, когда ребенок выпадает из сферы жизненных интересов родителей? И имеет ли значение, воспитывается ли он в асоциальном окружении или внешне вполне благополучной семье?
Краткое определение понятия «педагогическая запущенность», которое дает словарь, приблизительно такое: отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками его обучения и воспитания. Подразумевается, что ребенок изначально родился здоровым — и физически, и психически, но взрослые уделили недостаточно внимания его развитию и адаптации к среде. В первую очередь, конечно, речь идет о воспитании в семье. Разумеется, «педагогически запущенным» может оказаться и нездоровый ребенок, но это особые случаи и мы их сейчас не рассматриваем.
Основными признаками педагогической запущенности считаются:
— импульсивность;
— рассеянное внимание;
— несоблюдение известных ребенку правил (в семье, в обществе, в детском саду, в школе и т. д.);
— узкий кругозор;
— инфантилизм, поведение, характерное для более младшего возраста;
— трудности социализации в среде нормальных сверстников (при иногда вполне нормальной социализации с младшими по возрасту детьми или в компании таких же «трудновоспитуемых», с отклоняющимся поведением, детей или подростков);
— показная грубость в общении, капризность, конфликтность;
— эмоциональная лабильность;
— апатичность;
— неспособность заставить себя и долго заниматься нужным, но неинтересным сейчас делом;
— лживость, на словах говорит все правильно и обещает, а делает совершенно другое.
Разумеется, у одного педагогически запущенного ребенка практически никогда не встречается абсолютно все вышеперечисленное. И одновременно все эти же признаки вместе или порознь бывают у детей неврологически нездоровых, с теми или иными органическими поражениями. Тем важнее дифференциальная диагностика, ведь действия для исправления ситуации необходимы разные. В случае больного ребенка — лечение. В случае здорового, но педагогически запущенного — изменение каких-то условий в окружающей его среде.
За время моей жизни и практики «картинка», окружающая и формирующая педагогически запущенного ребенка, несколько раз существенно менялась.
Когда я была маленькой и училась в школе, понятие «педагогической запущенности» уже существовало. Им активно пользовались школьные методисты, в меньшей степени — учителя, но в основном это было уделом инспекторов по делам несовершеннолетних. Потому что именно дети и подростки с педагогической запущенностью обычно совершали самые массовые правонарушения того времени — воровали, дрались, хулиганили, портили государственное и личное имущество. Инспекторы-милиционеры пытались вести профилактическую работу с семьей. В основном это, разумеется, было прямым запугиванием: если вы, дураки и мерзавцы, немедленно не прекратите и не сделаете вот этого, то мы вас и ваших детей…
Обобщенный портрет семьи педагогически запущенного ребенка выглядел тогда приблизительно так: часто неполная, с пониженной социальной ответственностью, денег мало, и они в значительной степени тратятся на выпивку. Родители ребенка употребляют спиртные напитки, распивают их дома в присутствии детей, часто меняют работу (идея «не работают нигде» в то время просто не рассматривалась), как правило, низкоквалифицированную, образования нет вообще, в лучшем случае оно среднеспециальное, часто один из родителей сидел в тюрьме или отсидел раньше. Детьми никто не занимается, не воспитывает, за ними вообще не следят, они проводят свои дни и иногда даже ночи на улице, на стройках, в подъездах, на крышах гаражей, часто сбиваются в компании с такими же бедолагами. Дома их плохо кормят, они неухожены, могут ходить в грязной и рваной одежде, их школьной жизни и здоровью родители не уделяют никакого внимания, у них нет развивающих игр и часто вообще мало игрушек, за их успехами не следят или ругают за двойки спорадически, под настроение или под влиянием алкогольного опьянения.