Рафаэль без нас: чем запомнилась выставка «Raffaello 1520-1483» в Риме
Последняя ретроспектива Рафаэля идет до 30 августа в римской Скудерии дель Квиринале — о ней мечтали многие, но из-за карантина не смогли попасть на выставку. Рассказываем, чем она запомнилась счастливчикам, оказавшимся в Риме в эти дни
Организаторы римской выставки «Raffaello 1520-1483», посвященной пятисотлетней годовщине смерти Рафаэля де Санти, объявили, что в последние выходные работы залы не будут закрываться круглые сутки. Нон-стоп марафон начнется с восьми утра 28 августа и завершится в полночь 30-го. Жаль, что эта информация бесполезна для российских поклонников художника. Впрочем, и те, кто прорвался на выставку, считают, что их только подразнили. Forbes Life о Рафаэле, которого мы потеряли.
Этим летом уйти с римских улиц в музей можно только после серьезных уговоров. Бурчишь себе:
— А в Сикстинской капелле сейчас десять человек, видела ты такое когда-нибудь?
И тут же отвечаешь:
— Я сейчас у Пантеона, тут четыре человека на площади. А это тебе как?
Раньше таким пустым город можно было застать, если прилетела февральским ночным рейсом и гуляешь в ожидании раннего заселения. Сейчас пусто на пьяцца дель Пополо, пусто у Испанской лестницы — можно сесть у фонтана «Лодка» и не дергаться, что другим тоже надо. На пьяцца Навона вечером так безлюдно, что не выдерживаешь и начинаешь вести прямой эфир в мессенджере для друзей. А на следующий день, хоть и не собиралась, идешь к фонтану Треви, где вместо трех рядов людей друг на друге, один рыхлый ряд. Интересно, на сколько уменьшился монетный сбор со дна фонтана?
Этот год должен был стать годом Рафаэля, а римская выставка, приуроченная к пятисотлетию смерти художника, должна была затмить прошлогоднюю ретроспективу Леонардо в Лувре. Рафаэль, понаехавший урбинец, — гений места и часть души Рима, чего не скажешь о Леонардо в Париже. И если бы все сложилось как надо, то после Скудерие дель Квиринале (один из лучших выставочных залов в Риме, бывшие конюшни папского, королевского, а ныне президентского дворца), где разместилась экспозиция, можно было идти в Ватикан, до спазмов в глазах смотреть станцы и лоджии, в собор Святого Петра — Рафаэль приложил руку к строительству, день отдать римским храмам, где есть работы художника, до онемения шеи смотреть на потолочные фрески на вилле Фарнезина и успокоиться в Галерее Боргезе, где сейчас в диагностическом стеклянном ларце исследуют рафаэлевское «Положение во гроб». Но весь этот маршрут, как уже принято писать, по понятным причинам, так и не пройдут тысячи человек.
Выставку-блокбастер готовили три года. Команда под управлением исполнительного директора Скудерие дель Квиринале Марио де Симони смогла собрать со всего света чуть более двухсот работ, многие из которых никогда не соседствовали в одном пространстве. Страховое обеспечение выставки — €4 млрд. Де Симони, который в 2010 году был одним из организаторов выставки Караваджо с рекордным посещением в 600 000 человек, сейчас надеется, что Рафаэля увидят 80 000 зрителей. Неплохо для наших времен, если не вспоминать, что только перед открытием в марте было продано почти 77 000 билетов. Весной из-за санитарных мер выставку закрыли через три дня. Шестого апреля, в день смерти и рождения Рафаэля, президент Италии Серджо Маттарелла в своей речи сказал: «Мы надеемся, что выставка распахнет свои двери как можно скорее, чтобы дух Ренессанса, которым проникнуто неподражаемое искусство Рафаэля, дал бы энергию для перезапуска Италии и Европы». Президент рисковал: о том, что выставка откроется снова, тогда еще не было точно известно. Кураторам и сотрудникам бэк-оффиса удалось практически невозможное — договориться со всеми без исключения музеями, которые давали работы в Рим. Впрочем, многие считают, что тут сыграл один из факторов карантина — экспонаты не успели разъехаться из-за приостановки авиасообщения. (Сотрудники гентского музея MSK, где из-за карантина застрял уникальный ван Эйк, собранный со всего мира, этот фокус, например, повторить не смогли — выставку не продлили, работы вернули по местам прописки).
Вновь выставка Рафаэля открылась в тот день, когда должна была закрыться, — 2 июня. В регламенте, который сейчас предусмотрен для ее посещения, Марио де Симони видит один плюс — каждый зритель получает почти персональный тур по выставке. Скажу честно, после посещения разделить его энтузиазм сложно. Билеты продают только онлайн, опоздания недопустимы, в группе семь человек, с середины июля, правда, их увеличили — теперь по десять. Маска обязательна (слово «маскерино» теперь в Риме звучит чаще, чем «бон джорно»), температуру измеряет охранник, он же следит, чтобы посетитель продезинфицировал руки. Группу на протяжении всего осмотра сопровождает смотритель, который объясняет правила: маршрут не подразумевает возвратов; на каждый зал дается пять (!) минут; по истечении четырех минут прозвучит предупредительный звуковой сигнал; через пять минут — сигнал громче, и группа организованно должна перейти в следующий зал. Робкие надежды, что отношение к регламенту у смотрителей будет, скажем так, итальянским, не оправдались. В итоге — час пятнадцать на сложную, удивительно тонко собранную выставку, которую после посещения даже блокбастером не назовешь, слишком прямолинейное определение.