Путешествие длиной в жизнь
Уроки, которые я выучил за 15 лет руководства компанией Walt Disney Company
В книге Роберт Айгер рассказывает о своей карьере в закулисье американской телевизионной сети до назначения генеральным директором компании Disney. Как подчеркивает сам Айгер, его путь не всегда был легким – когда он получил работу своей мечты в 2005 году, будущее компании Disney было нечетким. Как же Боб Айгер все изменил? – Об этом мы узнаем, когда изучим стратегию, видение и стиль руководства одного из самых инновационных генеральных директоров в мире.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Путешествие длиной в жизнь» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
«Путешествие длиной в жизнь» – невероятно вдохновляющая книга. Роберт Айгер, к сожалению, мало известен в России. И это совершенно незаслуженно, потому что жизнь и карьера Айгера совершенно удивительны. Сейчас успех компании Disney кажется нам чем-то само собой разумеющимся. На самом деле в конце 90-х компания была грани банкротства. И Айгер, абсолютно ничего не знавший о кинопроизводстве и мультипликации, возродил ее буквально из пепла, подарив нам множество гениальных картин. Главный секрет Айгера в способности адаптироваться. И если вы хотите узнать, как этому научиться, прочтите его автобиографию.
Узнайте историю возрождения компании Disney.
Disney – это бесспорный тяжеловес индустрии развлечений. Фильмы этой студии приносят миллиарды долларов и захватывают воображение миллионов зрителей. Добавьте сюда продажи фирменных товаров, а также известнейшую сеть парков развлечений, и вы получите ингредиенты для одной из самых прибыльных и влиятельных медиакомпаний на планете.
Трудно поверить, но в 2005-м году, когда Роберт Айгер вступил в должность исполнительного директора, знаменитая корпорация, подарившая миру Микки-Мауса, испытывала серьезный кризис.
После череды успехов в 90-х множество проектов прославленного анимационного подразделения Disney были неудачными. Затянувшаяся кампания акционеров по свержению предшественника Айгера подорвала общий моральный дух. Кроме того, испортились отношения Disney с Pixar – студией, ответственной за его самые прибыльные проекты. Настало время перемен.
Как раз перемены и предложил Айгер. Под его руководством компания преобразилась и начала восхождение на пьедестал, который она по праву занимает и сегодня. Мы узнаем, кто такой Боб Айгер, откуда он пришел и как он сделал компанию успешной.
Из этого обзора вы узнаете:
- почему Стив Джобс решил продать Pixar компании Disney;
- как Айгер сделал себе имя, поддержав Дэвида Линча;
- и почему компании, которые не используют инновации, в конечном итоге терпят неудачу?
Роберт Айгер во многом обязан своим жизненным успехом влиянию отца.
Все мы формируемся под влиянием двух факторов: природы и воспитания. Это сочетание унаследованных и усвоенных черт сложно отделить друг от друга. И если капризы биологии почти невозможно проанализировать, то мы легко можем проследить, чему научились в детстве, вплоть до самого источника – наших родителей.
Роберт Айгер рос старшим из двух детей в двухэтажном доме в Оушнсайде, рабочем городке на Лонг-Айленде, в штате Нью-Йорк. Его мать была нежной и любящей женщиной, домохозяйкой; а отец – рекламным агентом и довольно сложным человеком. Во время Второй мировой он служил в американском флоте и, в конечном счете, оказал большее влияние на сына.
Отец Айгера окончил известную бизнес-школу в Пенсильвании, был умным и одаренным человеком, но задумчивым и неуверенным в себе. Позже Роберт узнал, что у отца было биполярное расстройство.
Отец воспитал в Роберте любопытство. Он был большим книголюбом и уставил все полки книгами великих американских писателей. Когда Роберт не читал Марка Твена, Фолкнера или Хемингуэя, он обсуждал политику со своим отцом – красноречивым либералом, который однажды уволился с работы, чтобы послушать речь Мартина Лютера Кинга-младшего. Роберт быстро понял, что его отцу все равно, чем он занимается, лишь бы он тратил свое время «продуктивно» – то есть использовал его, чтобы стать лучше.
Именно так и поступал Роберт. Разносил ли он газеты, чтобы заработать денег для семьи, чинил ли бытовую технику или погружался в New York Times – он был самодостаточен и посвящал всего себя любому из этих занятий. На то была своя причина: больше всего Роберт боялся, что будет страдать от чувства неудачи, которое преследовало его отца.
Много лет спустя, став генеральным директором компании Disney, Айгер пригласил отца в Нью-Йорк, пообедать. Роберт сказал ему, как благодарен за все, что они с матерью сделали для него, и надеялся, это избавит отца от мысли, что тот не достиг ничего стоящего. И признался: «Многие черты характера, которые помогли мне сделать такую карьеру, были унаследованы от тебя, отец».
Счастливый случай дал Айгеру возможность начать свой телевизионный бизнес.
Карьера Айгера началась со случайной встречи. В 1974 году его дядя Боб восстанавливался после операции в одной из больниц Манхэттена. Соседом Боба по палате был руководитель низшего звена компании ABC (American Broadcasting Company) – одной из ведущих теле-радио-сетей страны.
Трудно сказать, что им двигало – скука или тщеславие, но этот руководитель решил произвести впечатление на Боба. Несколько дней он только и рассказывал о том, какая он большая шишка в компании. Боб попался на эту удочку и упомянул, что его 23-летний племянник ищет работу. Руководитель дал ему свой номер телефона и велел передать его Айгеру.
Когда Айгер позвонил, смущенный руководитель устроил ему собеседование в маленьком производственном отделе ABC. Айгер был нанят.
Эта должность приносила ему $150 в неделю и была, наверное, самой скучной в телевизионной индустрии. Роль Айгера была проста: появляться там, где он был нужен, и делать все, что нужно. Это означало вставать в 4:30 утра, чтобы расставлять декорации, координировать работу плотников и электриков и выполнять мелкие поручения.
Но были в этой работе и плюсы. Например, осенью 1978 года Айгера поставили на работу над телетрансляцией концерта Фрэнка Синатры в Нью-Йорке, который назвался «Главное событие». Однажды вечером Айгеру поручили купить Синатре ополаскиватель для рта, и когда Роберт вернулся с бутылкой Листерина, то лично встретился со звездой. Как всегда учтивый, Синатра поблагодарил его хрустящей купюрой в 100 долларов и золотой зажигалкой.
Были у этой работы и другие преимущества: как-то во время съемок Айгер познакомился с руководителем студийных операций в ABC Sports и впечатлив потенциального начальника своим отношением к работе, был нанят в самое прибыльное подразделение сети.
ABC Sports был не похож на другие отделы. Новые коллеги Айгера носили сшитые на заказ костюмы и мокасины от Гуччи, общались со спортсменами и знаменитостями и обедали в лучших ресторанах Нью-Йорка. Во время работы в этом отделении Айгер пересекал Атлантику на «Конкорде», обедал в Париже и ездил на спортивных автомобилях в Монако.
Также Айгер многому научился – особенно у Руна Арледжа, начинающего спортивного журналиста, который одним из первых в отрасли освоил новые технологии, такие как съемка с обратной точки и замедленные повторы. Арледж учил Айгера, что единственный способ выжить в бизнесе – это всегда оставаться на шаг впереди.
Решение Айгера остаться в ABC было лучшим решением в его карьере.
В марте 1985 года Айгеру исполнилось 34 года, и он стал вице-президентом ABC Sports. Так же, как и на протяжении всей его карьеры, продвижение по службе совпало с крупной встряской. В том же году небольшая медиакомпания Capital Cities Communications купила сеть за $3,5 млрд.
Новые владельцы сразу же лишили сотрудников льгот, которыми они пользовались в ABC Sports. Лимузины с шоферами исчезли со стоянок, деньги на служебные расходы сократились, путешествия первым классом остались в прошлом.
Но Айгера это не волновало – больше всего его беспокоило, что Capital Cities наняли для руководства его отделом постороннего человека – опытного руководителя Денниса Свенсона. Однако, когда Айгер объявил, что уходит, президент Дэн Берк предложил ему остаться – в должности старшего вице-президента по вещанию.
В любой карьере есть «поворотные точки» – решения, которые радикально меняют будущее. Для Айгера решение остаться в ABC было лучшим решением, которое он когда-либо принимал.