Путь Лиланда Стэнфорда от «барона-разбойника» к символу креативной экономики
Стэнфорд — известный всему миру университет и интеллектуальный центр Кремниевой долины, высокотехнологичного двигателя новой рафинированной экономики. Сам основатель университета Лиланд Стэнфорд был предпринимателем из категории американских «баронов-разбойников», тех самых, которые во второй половине XIX века построили корпоративную экономику США, не особо стесняясь в выборе методов и средств. И тем не менее именно эта экономика, точнее сказать, ее лакированная обложка, стала объектом для подражания во всем мире. Особенно после того, как, заработав свои капиталы, лихие «бароны» потратили их на создание культурного наследия.
Лиланд Стэнфорд вошел в американскую историю в качестве «великого разрушителя». Так его называет известный американский журналист с историческим образованием Роланд Де Вольк в своей книге «American Disruptor: The Scandalous Life of Leland Stanford», опубликованной в 2019 году. В этом исследовании изложена новейшая версия происхождения богатства Стэнфорда, которое, в свою очередь, стало фундаментом Стэнфордского университета, породившего Кремниевую долину — цитадель современной модели капитализма.
Железнодорожный магнат
Понятие «разрушитель» в истории Стэнфорда имеет двойной смысл. Дело в том, что образ Кремниевой долины в общественном сознании ее резидентов и прочих адептов базируется на концепции так называемого созидательного разрушения, разработанной экономистом и политологом Йозефом Шумпетером. Он рассматривал капитализм как эволюционный процесс, состоящий из цепи непрерывных мутаций, разрушающих существующую экономическую структуру. Но в отличие от классической модели эволюции, где развитие становится реакцией на изменения внешней среды (не способные к адаптации виды просто вымирают), Шумпетер считал, что рыночная система эволюционирует сама по себе, обладая, таким образом, способностью к самоочищению. Как показывают исторические исследования последних лет, практика американских «баронов-разбойников», в число которых входил и Стэнфорд, мало чем, по сути, отличалась от практики их предшественников — германских феодалов, которые устанавливали на подконтрольной территории собственные правила и понятия, не считаясь с универсальными требованиями Священной Римской империи. Таким образом, личные корыстные интересы ставились ими выше общественных и противоречили им. Фактически же это было не столько «созидательным разрушением», сколько «разрушительным созиданием».
У Стэнфорда это правило очень ярко проявилось в главном предприятии его жизни — строительстве трансконтинентальной железной дороги, соединившей Восточное и Западное побережье Соединенных Штатов.
Лиланд Стэнфорд родился на Восточном побережье Штатов в 1824 году. Несмотря на то что его предки прибыли в Новый Свет в числе первых колонистов, никаких особых дивидендов семье это не принесло, равно как и их участие в войне за независимость против Британской империи. Родители Стэнфорда владели заурядной харчевней под названием «Бычья голова» (Bull’s Head).
Ничего примечательного не произошло и в первой части жизни будущего «барона». Он пытался стать юристом, но так и не сдал экзамены (хотя потом утверждал обратное), а в 1852 году, в 28 лет, Стэнфорд подался на Дикий Запад, в Калифорнию. Там уже обосновались его братья, которые затеяли торговлю всякой всячиной. Они же помогли Лиланду открыть бар «Имперский салун» (Empire Saloon), который, несмотря на громкое название, был обычным для той эпохи и местности питейным заведением. Бизнес закрутился, и уже вскоре братья передали ему в управление торговлю. В этот момент в жизни Стэнфорда произошел радикальный перелом. Он познакомился с такими же розничными торговцами, но более старшими по возрасту и дерзкими по манере ведения бизнеса. Несмотря на невысокий социальный статус, эти предприниматели грезили суперидеей — строительством железной дороги из Калифорнии на Восток. Мечтали они об этом, конечно же, не по каким-то геополитическим соображениям, а по вполне меркантильным интересам, не связанным даже с их торговым бизнесом. В это время уже стало очевидным, что настоящие деньги зарабатываются на крупных стройках, так или иначе связанных с государственной