Путь к излечению: как формируется и проявляется самокритика
Самокритика, переходящая в самобичевание, бесконечные упреки в свой адрес — нередко нашими худшими врагами становимся мы сами. Действительно ли суровый внутренний критик делает нас лучше? Не пора ли нам наконец смягчиться и… пожалеть себя?
Доброжелательность, терпимость, снисходительность к окружающим — качества, которые мы высоко ценим в других людях и стремимся воспитать в собственных детях. Но умеем ли мы так же бережно относиться к себе?
«С самого раннего детства я привыкла не давать себе спуску. Как только я делаю ошибку или слышу осуждение в свой адрес, мой внутренний голос шипит, что я ничтожество, даже если замечание касается какой-то ерунды», — признается 45-летняя Марианна. Такая беспощадность к себе отравляет жизнь многим из нас.
Истоки
1. Христианская культура
Истоки этого явления лежат в христианской культуре, напоминает юнгианский аналитик Мари-Лор Колонна: «Мы рождаемся с грузом первородного греха. Едва появились на свет — и уже виновны». Это тяжелое наследство мы несем бессознательно, независимо от того, религиозны мы или нет.
2. Российкая национальная традиция
Наша национальная традиция добавляет масла в огонь, полагает транзактный аналитик Елена Станковская: «В российской культуре принято себя ругать, принижать свои достижения. В этом случае мы как будто получаем одобрение своего родителя».
3. Общественные нравы
В довершение всего, конкурентное общество поощряет нас быть жесткими, подчеркивает философ Фабрис Мидаль: «Отрицая право на ошибку, постоянно оценивая, подвергая сомнению нашу личностную значимость (неизбежно слабую), современное общество лишает нас терпимости по отношению к себе и к другим. Многие думают, что строгостью можно купить власть над собой и личностный рост — и это одно из самых больших заблуждений. Именно из-за нехватки сочувствия, доброжелательного отношения к себе появляется страх стать слабым».
Формирование в детстве
1. Критика
«Всякий раз, похвалив меня, мама непременно тут же добавляла что-то неприятное. Я никогда не умела все „делать правильно“. Мама умерла восемь лет назад, но ее укоряющий голос до сих пор звучит во мне», — рассказывает 42-летняя Екатерина, добавляя, что обычно упрекает себя буквально мамиными словами.