Публицист Толстой, философ Рэнд и блогер Иванов: 6 лучших нон-фикшн-книг от знаменитых писателей
Любой писатель многогранен. Чтобы быть интересным рассказчиком, недостаточно владеть техникой письма — нужно быть философом, обладать широкой эрудицией, следить за важными событиями эпохи и внимательно наблюдать за жизнью и людьми. Не все поклонники книг Алексея Иванова или Курта Воннегута знают, что известные писатели оставили после себя не только прозу, но и корпус литературы нон-фикшн, который раскрывает их взгляды и интересы, а также дает внимательному читателю пищу для размышления.
В этой статье мы расскажем о нехудожественных книгах Льва Толстого, Айн Рэнд, Алексея Иванова, Бориса Акунина, Курта Воннегута и Джорджа Оруэлла, вышедших в издательстве «Альпина Паблишер».
«Не могу молчать», Лев Толстой
Это сборник из трех статей Льва Николаевича Толстого, в которых он рассуждает о вoйне и мире, насилии, долге, вере и свободе воли. Как публицист Толстой категоричен, но справедлив: осуждая те или иные действия властей и анализируя события своей эпохи, он опирается на общечеловеческие ценности и христианские заповеди. Религия значительно повлияла на мировоззрение писателя, поэтому в статьях повсеместно используются цитаты из Евангелия и трудов христианских теологов.
Первая статья из сборника посвящена началу Русско-японской вoйны в 1904 году. «Одумайтесь!» — пишет Толстой, обращаясь к интеллигенции, поддержавшей военный террор, и надеясь напомнить им о бессмысленности и жестокости подобных конфликтов. Две другие статьи, «Не могу молчать» и «Закон насилия и закон любви», были опубликованы в 1908 году, когда в России по инициативе Петра Столыпина была вновь введена смертная казнь. Лев Николаевич был последовательным противником любого насилия, поэтому использование военно-полевых судов, которые приговаривали к расстрелу, рассматривал как однозначную деградацию общества. В своих статьях писатель объясняет, почему толерантность к насилию недопустима и как христианские принципы помогли бы вернуть Россию на путь добра и процветания.