“Влюбляясь, мы встречаемся с собой“
Наши представления о мире и о самих себе подвергаются испытанию, когда мы вступаем в близкие отношения. Иногда партнер в корне меняет наше самоощущение. Когда союз с другим мешает контакту с собой и когда способствует? Мы говорим об этом с экзистенциальным психотерапевтом.
Psychologies: Необходимо ли хорошо узнать себя, прежде чем вступать в отношения?
Светлана Кривцова: Пожалуй. Тот, у кого нет хоть какой-то ясности в отношении себя самого, кто не умеет себя отстаивать и не уважает право другого, еще не готов к партнерским отношениям. Но кого из нас это понимание защитило от сильных чувств? Впрочем, влюбленность прекрасно тестирует силу нашего «Я».
Что происходит с нами, когда мы влюбляемся?
С.К.: Влюбленность – мощная покоряющая сила, и мы чувствуем себя захваченными ею в плен. Или до смерти напуганными силой поднимающейся потребности в близости, силой страсти. Влюбленность показывает, насколько я эмоционально голоден. Этот голод копился, и я его не очень-то замечал. До тех пор, пока не появился кто-то, пославший мне тайный сигнал, что с ним я смогу пережить «то самое». Что именно? Каждый – что-то свое. Одни ищут покоя и защиты, безопасности и надежности. И влюбляются, найдя подходящего партнера. Другим стабильности хватает с избытком, и требуется совсем другое – развеять скуку, пережить острые ощущения, раскрасить спокойную жизнь остротой и риском. И они влюбляются в искателей приключений. А те, кто напитан любовью родителей, испытывают не дефицит ее, а профицит: страстно хотят отдавать любовь и заботу. И находят того, кому требуется забота. Поэтому фактически во влюбленности происходит встреча не с другим человеком, а с собой, с тем, что для нас ценно и нужно. Чем сильнее наши потребности, тем больше мы ослеплены фантазиями и тем меньше видим того, с кем встретились. Это на сто процентов история о нас самих.