Быть человеком
Каждый из нас – личность. Но также и представитель вида Homo sapiens. Что в нашем поведении определяется биологией, а что – жизнью в социуме? На вопросы отвечает биолог Александр Марков.
Psychologies: Насколько мы нуждаемся в других?
Александр Марков: Мы не можем без них обойтись. 99,9% своих знаний и умений мы получаем от других – наше обучение в основном социальное, мы мало до чего доходим своим умом. Чтобы научиться разговаривать, мы должны сначала слышать, как вокруг говорят окружающие. Если условный Маугли, ребенок, которого воспитывали звери, до 12 лет не попадет к людям, он, возможно, выучит несколько слов, но говорить не сможет.
И все-таки кажется, что по природе мы скорей индивидуалисты...
А.М.: Дело тут не в природе, а в культуре. С самого начала своей эволюционной истории мы, люди, – высокосоциальные животные. И большинство человеческих обществ – коллективистские. Однако есть одно большое исключение – современная западная культура: богатая, индустриальная, демократическая. В своем нынешнем виде она начала складываться примерно 500 лет назад. И поскольку сегодня мы погружены в эту культуру, то кажется, что это и есть естественная для человека психология, хотя это и не так.
Индивидуализм делает нас более агрессивными?
А.М.: Как раз наоборот. Развитие индивидуализма идет параллельно с развитием веры в свободу воли, свободу выбора и личную ответственность: когда за вами не стоит ваш род, вы сами отвечаете за свои поступки. А в коллективистских обществах, основанных на родстве, например, понятия личной вины может вообще не быть. И ваши намерения тоже не имеют значения. Вы нарушили табу, вы съели запрещенную пищу в праздничный день, наступили на ногу шаману – и никого не волнует, сделали вы это нарочно или случайно, норма нарушена, значит, на вашем клане пятно. Вам стыдно, но не за свой поступок, а потому что вы опозорили свой род. И наказать могут даже не вас, а род, это коллективная ответственность. В обществах, где она практикуется, агрессия в целом выше. А индивидуалистические