Советы, чтобы избежать диалога глухих
Нередкий случай: мы хотим сказать одно, выражаем (голосом, словами, телом) другое, а собеседник слышит и запоминает вообще нечто третье или четвертое. Возможно ли преодолеть это несоответствие? И как сделать так, чтобы дежурное «нам надо поговорить» приносило плоды?
В последние годы издавалось столько книг с описанием техник общения, что нам всем пора бы уже стать знатоками коммуникации. Во всяком случае, в теории мы знаем: чтобы нас услышали, не надо кричать (знак слабости), скрещивать руки на груди (знак закрытости), злоупотреблять «ты-высказываниями» и особенно – оценочными суждениями. И все же попытки достучаться до собеседника не всегда успешны. Когда мы пользуемся «эффективными приемами», нам не хватает искренности. А без нее общение не получается. Эксперты уточняют: если мы хотим быть понятыми, без личностного включения в общение не обойтись.
Структурировать сообщение
«В среднем мы получаем в течение дня около 3000 информационных сообщений, но воспринимаем только 10% из них. Как сделать так, чтобы ваше сообщение попало в эти 10%? – рассуждает коуч Нина Зверева1. – Перед разговором подумайте: о чем вы хотите сказать, какова ваша цель? Почему другой будет это слушать? Говорите коротко и по делу. Времени на пространные разговоры нет сегодня ни у кого, но двух минут хватает, чтобы обсудить, согласовать или посоветоваться о чем-то, что обдумано заранее. Однако не бойтесь пауз, они помогают найти точную формулировку. И помните, что критика вызывает у собеседника желание защититься». Психотерапевт Александр Орлов предлагает избегать не только негативных, но и позитивных оценок: «Одобряя поступки другого, вы присваиваете себе право выносить оценочные суждения. Для конструктивного общения эффективнее «Я-сообщения», в которых вы от первого лица описываете свои мысли и чувства». Концентрируйтесь на том, что вы переживаете в момент разговора. Этому способствует отказ от обобщений («всегда», «каждый раз») в пользу уточнений («сейчас», «в данный момент»).
1. Автор книг Правила общения с детьми и Я говорю – меня слушают (обе – Альпина Паблишер, 2016, 2019).
Поставить голос
«Чем торопливее речь, чем пронзительнее звучит голос, тем больше он раздражает слушателя, – объясняет Валерия Устинова, педагог по сценической речи, имидж-консультант. – А негромкий голос и нейтральная интонация вызывают у собеседника ощущение комфорта и больше настраивают на диалог». Когда мы лжем, голос часто становится более высоким. А страх меняет интонацию: голос предательски падает в конце каждой фразы. Нужно ли каждому работать над голосом подобно актеру или политику? «Не надо играть роль или прятать переживания, – считает эксперт. – Но наша задача – выразить то, что мы хотим. Для того чтобы слова и голос соответствовали друг другу, имеет смысл потренироваться с диктофоном. Например, запишите три-четыре предложения. Потом произнесите те же фразы, плотно закрывая рукой рот и преодолевая это сопротивление. Сделайте второй дубль уже без нагрузки. Звук станет более объемным и близким. Записывайте и анализируйте свои телефонные разговоры, и вы обнаружите при прослушивании,