Слишком много праздников
На зимний период в России, по разным подсчетам, приходится от трех до семи праздников. Зачем столько? И как это на нас влияет? Выясняем вместе с экспертами.
Мы отмечаем два новых года – сначала новый, 31 декабря, потом старый, 13 января. Это повелось еще с советских времен. После перестройки к официальным праздникам прибавилось православное Рождество 7 января, а некоторые отмечают и католическое – 25 декабря. Есть те, кто не пропускает и Хануку, она обычно приходится на декабрь, и китайский новый год (в Поднебесной его называют Праздником весны), который приурочен к зимнему новолунию и часто выпадает на даты, близкие к Дню влюбленных и защитника Отечества. Как такое количество праздников влияет на нас? «Известно, что трудную задачу будет легче решить, если разделить ее на последовательные этапы. В нашем климате долгая зима сродни такой задаче, – считает семейный психолог Елена Улитова, – а праздники делят ее на короткие отрезки, делают менее монотонной, помогают ее пережить». Гештальт-терапевт Марина Баскакова напоминает, что у праздника есть сакральный смысл: «В традиционных обществах праздники объединяли всех участников и имели цель – повлиять на природные и высшие силы, чтобы увеличить благополучие каждого общества». Отголоски этих смыслов слышны и сейчас, хотя бы в чувстве смутной неудовлетворенности, ожидания большего (чуда, волшебных перемен), чем то, что мы получаем (застолье, выходные). Между тем Новый год – единственный официальный праздник, который лишен идеологической нагрузки. И тут у нас появляется шанс в самом деле забыть о разногласиях – как в общенациональном, так и в семейном масштабе.
Будем держаться вместе
«Для многих семей зимние каникулы – это в первую очередь возможность провести вместе достаточно длительное время, а не просто собраться за праздничным столом», – замечает системный семейный терапевт Лариса Кононенко. С этим согласен 37-летний Аркадий: «Мы с женой каждый Новый год заново знакомимся друг с другом, – шутит он. – Поженились 6 лет назад, оба много работаем и видимся не так часто, как хотелось бы. На Новый год обстановка вокруг сказочная, романтичная, это очень помогает: мы словно опять переживаем медовый месяц». А для 43-летней Анны и двух ее сыновей 8 и 13 лет каникулы – шанс пообщаться «на свободную тему»: «Обычно мы говорим о школьных проблемах, об уроках и познавательных мероприятиях, – рассказывает она. – А в зимние каникулы просто проводим время вместе, катаемся на лыжах и на санках, это совсем другое дело, я от них ничего не требую, нам всем просто хорошо!» Большинство семей собирается за праздничным столом. Трудно представить себе мужа и жену, которые расходились бы на Новый год по разным компаниям. Правда, иногда возникают трения, если речь заходит о необходимости ехать к старшим родственникам. «Но если кому-то из супругов требуется провести Новый год с родителями, второй может присоединиться к нему, – считает Лариса Кононенко, – ведь способность находить общие решения – один из показателей зрелых отношений». А вот подросткам и молодым людям старшие члены семьи нередко позволяют уйти из дома и праздновать с друзьями. «У каждого возраста специфические потребности, – напоминает Елена Улитова. – Для молодых людей важно найти место в обществе ровесников, и в праздник им хочется быть «со своими». Мудро поступают те родители, кто относится к этому спокойно, без упреков». Что ж, порой именно в праздник мы с удивлением обнаруживаем, что близкие люди хотят объединяться... но не с нами, а с кем-то другим.
Мы такие разные
«Моя лучшая подруга недавно воцерковилась, и теперь я не могу пригласить ее на Новый год, как раньше, потому что на это время у нее приходится пост: она не отказывается сидеть с нами, но другие чувствуют себя рядом с ней неловко», – огорчается 29-летняя Ирина. «Да, это парадокс, – замечает Марина Баскакова, – праздники, призванные объединять, на деле иногда разъединяют: выясняется, что у нас разные ценности – и отмечаем мы по-разному». Конечно, эти расхождения не возникают внезапно, праздники лишь делают их очевидными. «Новый год – советское изобретение, – убеждена 36-летняя Диана, подруга Ирины, – я не хочу его праздновать, он не больше чем детское воспоминание. А Рождество для меня наполнено глубокими личными переживаниями. Пост – часть подготовки к этому важному событию, и держать его мне в радость». Размежевание такого рода нельзя назвать особенностью зимних праздников. 4 ноября, День народного единства? – «Для меня конец Смутного времени неактуален», – категоричен 23-летний Денис. 14 февраля, Валентинов день? – «Выдумка для повышения продаж», – сердится 34-летняя Татьяна. «В нашем обществе сейчас нет системы ценностей, которая была бы единой для всех», – замечает Марина Баскакова. Кто-то тщательно