Наша библиотека
Наука мудрости
Как обратить себе на пользу важнейшие открытия социальной психологии. Томас Гилович, Ли Росс
«Информационное поле пестрит многочисленными советами «как...», – замечает социальный психолог Елена Белинская. – Как понять, наладить, преодолеть, достичь, – возникает ощущение, что «внутренняя машинка» нашей жизни сломалась или, по крайней мере, частенько барахлит. Любопытно, что в таких запросах наше внимание оказывается сосредоточено на самих себе. Другие люди выступают лишь как условие, внешняя рамка поиска себя. Между тем «самые важные вещи в жизни человека связаны с другими людьми», подчеркивают авторы книги, знаменитые американские социальные психологи, чьи открытия последних десятилетий дают новые объяснения нашего социального поведения.
Почему мы необъективны в восприятии социального мира? Чем объясняются ошибки и иллюзии в оценке себя и других? Как влияют наши слова и действия на переживания? Книга представляет читателю мир «обыденной социальной психологии», который, однако, базируется на точном знании и научных экспериментах. А кроме того, авторы показывают, в решении каких социальных проблем может быть использовано это знание. Это и преодоление конфликтных ситуаций, и повышение школьной успеваемости, предотвращение изменений климата и поиск путей достижения счастья.
Томас Гилович и Ли Росс обращаются к широкому читателю, стремясь не обучить нас чему-либо, а дать средство для ответов на одно из основных человеческих «почему» – «почему люди поступают так, как поступают, и почему нам всем непросто выйти за рамки ограниченного видения событий». Их книга, безусловно, будет интересна и студентам-психологам, и специалистам.
Согласно известному изречению, мудрость – в умении увидеть и признать разницу между тем, что мы можем изменить, и тем, что не поддается нашему влиянию. Мудрость авторов книги – в помощи читателю признать свое бессилие перед давлением обстоятельств в сочетании с желанием и силой жить дальше. Несмотря на наличие иллюзий или же их потерю.
Индивидуум, 368 с., 442 руб.
Елена Белинская – доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Психотерапия
Основы супервизии в экзистенциально-гуманистической терапии
О. Краг, К. Шнайдер
Клиентка рассказывает о том, что ее покинул друг. Ее платок намок и скомкан. Терапевт предлагает взять новый, но женщина отказывается: «Я всегда довольствуюсь тем, что есть». Такова одна из привычных для нее моделей поведения. Чтобы помочь клиенту, терапевт должен войти в его мир, выяснить, к чему он стремится, а не просто проецировать на него знания. Точно так же и супервизор – обучающий терапевт – настраивается на соприсутствие со студентом. Он предлагает не руководство, как должно быть, а сопереживание и безопасное пространство для передачи опыта. Помимо обучающей супервизии авторы, практикующие терапевты с опытом преподавания, обсуждают возможность совершенствования в группах, приводя в пример группы с участием Бьюдженталя и Ялома.