Противник Шерлока, «горячий» священник и социофоб Рипли: как развивалась карьера Эндрю Скотта
В то время как весь последний год мир следил за гордым выходцем из Ирландии Киллианом Мерфи, новых высот в профессии достиг другой уроженец этого изумрудного острова — Эндрю Скотт. Актер с тысячью лиц и без четкого амплуа умеет быть разным: злодеем Мориарти и чутким священником в «Дряни», музыкальной легендой Полом Маккартни и исполнителем всех ролей в новой хитовой театральной постановке по мотивам «Дяди Вани» Чехова. А 4 апреля на Netflix выходит «Рипли» — очередная экранизация «Талантливого мистера Рипли» Патриции Хайсмит. В честь релиза сериала кинокритик Елена Зархина рассказывает про экранную эволюцию Эндрю Скотта.
Карьера в кино
На экране уроженец Дублина Эндрю Скотт дебютировал в 19 лет — исполнил одну из центральных ролей в драме «Корея». Но после дебюта следующих заметных ролей начинающему актеру пришлось ждать три года. В насыщенном 1998-м один за другим вышли «Спасти рядового Райана», «Полночное чудо» и «Сырая нефть». В первых двух проектах Скотт исполнил роли второго, если даже не третьего плана. А в «Сырой нефти» сыграл центрального персонажа — молодого героя, который покидает родную Ирландию ради заработков в Англии. На новом месте он устраивается нефтедобытчиком, но работа оборачивается для него не только изнурительным ежедневным трудом, но и моральной дилеммой: герою приходится искать пути примирения с высокомерными коллегами, не признающими в нем равного. В будущем роли одиноких аутсайдеров станут регулярными в карьере актера.
В новом тысячелетии Скотт продлил сотрудничество со Стивеном Спилбергом и продолжил освоение независимого авторского кино. У американца Спилберга он снялся в первой части военной трилогии о Второй мировой войне — сериале «Братья по оружию». Роль вновь оказалась не главной, но запоминающейся. Куда заметнее он стал на британской земле. В 2003-м вышел криминальный триллер «Трупы», в котором Скотт сыграл убийцу поневоле. Эта же работа принесла ему первую награду в карьере — приз Ирландской академии кино и телевидения. Кстати, в своей номинации он обошел Колина Фаррелла и Киллиана Мерфи. А также был признан восходящей звездой Берлинале.
В том же году вышел ироничный сериал «Моя жизнь в кино», в котором речь шла про чудаковатого режиссера Артура (Крис Маршалл) и его близкого друга Джоунса (Скотт). Вместе герои перепридумывают свои скучные жизни в формате увлекательного кино. Новый день — новая картина. Например, они превращают унылые будни в сюжет из «Сияния» или «Лучшего стрелка». Эта дуальность выбранных Скоттом проектов отражает стремление актера не застревать в одном жанре и не придерживаться единого амплуа. В мрачных «Трупах» его сжирали внутренние демоны, в «Моей жизни в кино» он лихо обращал нашу жизнь в забавную сказку.