«Мне интересно заниматься фестивалями»
Главный редактор «Правил жизни» Трифон Бебутов обсудил со знаменитым культурным менеджером Сергеем Капковым новое поколение, судьбу индустрии развлечений в изменившейся реальности, а также его новый фестиваль «Это лето».
Трифон Бебутов: Сергей Александрович, вы давно не давали интервью. Расскажите, кто сегодня Сергей Капков.
Сергей Капков: Я думаю, что предприниматель, преподаватель, ну и в чем-то даже философ. Я кандидат философских наук, защитил кандидатскую диссертацию в Российской академии наук.
Трифон: Предпринимательство – это как раз Центр урбанистики и все, что с ним связано, как я понимаю. Есть ли сегодня запрос на урбанистику? Трансформировался ли он с течением времени?
Сергей: Он максимально трансформировался. Урбанистика – это же не смена асфальта на плитку. Урбанистика – это отношения между людьми; для России сейчас уже наука не новая, все-таки со времен реконструкции Парка Горького прошло много лет. Парки, площадки и в целом города научились благоустраивать. Теперь на очереди работа с городской атмосферой, культурное программирование. Содержательное, деловое, образовательное программирование городов и соответствующий событийный ряд. Экономика впечатлений – это тоже экономика. Туризм и путешествия – элементы этой экономики впечатлений. И все это конкурирует за наше свободное время.
Трифон: Все конкурируют со всеми. Есть гениальная история: был отчет «Нетфликса» в прошлом году – знаете, с чем они конкурируют? Со сном!
Сергей: Когда я работал в Российском футбольном союзе, мы опрашивали людей, и получалось, что сам по себе матч конкурирует со множеством других вещей. Во-первых, с походом в спортбар, где можно футбол посмотреть. Во-вторых, с шашлыками. Это примерно то же самое. Недавно мы делали исследование, задавали людям вопрос: «Как вы культурно проводите выходные?» Самый популярный ответ: «Иду в ресторан». В этом нет ничего плохого, конечно. Но ресторан на равных конкурирует со всеми остальными культурными событиями.
Трифон: Что, кстати сказать, произошло в том числе благодаря вам и вашим инициативам.
Сергей: Появилась новая московская кухня. И эта кухня стала экспортной – Стамбул, Лондон, Эмираты.
Трифон: Конечно, кухня – часть любой культуры.
Сергей: Это часть креативных индустрий, технологий. Китай давно считает кулинарию креативной отраслью не меньше, чем мультипликацию. Поэтому китайские рестораны есть не только в каждом мегаполисе, но и в самых маленьких городах. Если вы хотите познакомиться с китайской культурой, сначала идете в китайский ресторан.
Трифон: Хорошо, что рестораны пережили пандемию. А как вы смотрите на перспективы возрождения больших фестивалей?
Сергей: В Москве, насколько я знаю, в этом году заявлена уже масса фестивалей. Это только те, которые можно назвать частными, потому что город проводит много своих собственных активностей. Собственно, а почему бы фестивалям не возродиться? Появилась новая публика, появились новые музыкальные герои, киногерои, появилась новая самоидентификация москвичей.
Трифон: В чем же она заключается?
Сергей: Потрясений в последнее время было много. Но мне кажется, город пересобрался, город хочет праздников, хочет отдыхать, хочет веранд.
Трифон: И фестивалей, естественно!
Сергей: И фестивалей. Город хочет впечатлений.
Трифон: А как вы на собственном фестивале решаете проблему с артистами? Многих ведь нельзя привезти. Кто их заменяет – молодые таланты?
Сергей: Мне этот вопрос решить достаточно легко, потому что я не изображаю из себя культурного мэтра. Мне всегда нравилось продюсировать и выискивать молодых, новых людей; все, что касается дебюта и молодости, меня всегда интересует. Поэтому у нас на фестивале все молодые артисты. Даже если они уже известные, как Feduk, Сироткин, Тося Чайкина, они все равно молодые. Это новая волна. Мне с ними интересно – они приводят свою публику, новое поколение.