Пошутили и будет: как Артем Дзюба стал героем нации
Почему поссорились и как помирились главный тренер сборной России Станислав Черчесов и нападающий «Зенита» Артем Дзюба — Forbes публикует отрывки из книги «Черчесов: Стани, Стас, Саламыч»
В середине марта в издательстве «АСТ» выходит книга журналиста Ивана Жидкова «Черчесов: Стани, Стас, Саламыч» — скрупулезная биография главного тренера сборной России по футболу, написанная с одобрения, но без участия героя. Forbes публикует избранные отрывки из глав, посвященных отношениям двух людей — Станислава Черчесова и Артема Дзюбы — без которых летом 2018-го не случилось бы футбольного чуда под названием «Сборная России».
Мы снова в Австрии. 2017-й.
— Что главный тренер категорически не должен делать?
— Категоричность — в принципе не признак ума. Делайте выводы.
Ровно через день после этой фразы Черчесова в нашем разговоре сбор национальной команды покинул Артем Дзюба. Его отъезд объяснили травмой, но электричество в воздухе чувствовалось.
Примерно за десять дней до открытия тренировочного лагеря в Нойштифте Артем давал интервью «Спорту День за Днем», на которое пришли я и мой коллега Кирилл Легков. Все было по законам жанра: Дзюба шутил на все заданные темы, старался не уходить от вопросов, язвил в адрес Василия Уткина и даже пошел против «мейнстрима», не кинув камня в спину уходящего из «Зенита» Мирчи Луческу, с которым сумел, в отличие от многих, найти общий язык. […] Ближе к концу беседы мы решили все же спросить о здоровье нападающего. Честно говоря, здесь уже точно рассчитывая на формальный ответ. Мол, полностью здоров, готов рвать всех за место в сборной на Кубке конфедераций и так далее. Дзюба действительно сказал именно так. Но год спустя. В мае же 2017-го он вдруг ответил следующим образом:
— Мое колено, так скажем, пятьдесят на пятьдесят. Приемлемо, все под контролем. Но оно меня беспокоит. Боюсь пропустить чемпионат мира, если проблема усугубится. Сейчас, после чемпионата, в любом случае поеду в сборную, там буду консультироваться, посмотрим. Конечно, я хочу играть в сборной — это огромная честь. Кубок конфедераций — раз в жизни, можно сказать, у России — так точно… […]
Давайте сразу закроем скобки: думать о будущем для футболистов — естественно. Карьера у них обычно заканчивается тогда, когда многие люди, с футболом не связанные, только начинают добиваться успеха, потратив первые тридцать лет на «артподготовку» и обязательные ошибки молодости. Если впереди жизненное событие, как домашний чемпионат мира, — фобии становятся сильнее во сто крат. Когда же при этом знаешь, что тренера в твоем клубе, доверяющего и чуть ли не перед каждым занятием просящего: «Артем, давай, пошути», сменит холодный джентльмен в пальто и с равнодушным взглядом, отвечать на вопросы обязательного журналистского check-листа становится совсем непросто.
Когда в Нойштифте между Черчесовым и Дзюбой состоялся жесткий диалог, после которого Артем принял решение уехать со сбора, удивляться оставалось только тем, кто этот ответ на вопрос пропустил мимо глаз и ушей. Тренер предлагал игроку попробовать работать дальше, опираясь на уверенность в избранной методике физподготовки. Игрок отвечал тренеру примерно в том же ключе, что и «Спорту День за Днем». Тренер, для которого шутки игрока не являются главной составляющей его КПД в команде, достаточно в твердой форме попросил побыстрее определиться с приоритетами. Игрок, обидевшись на непривычную в последнее время подачу информации, решил уехать. Это вкратце, если выбросить «но» и «если».
Относится ли Станислав Черчесов к тем людям, которые могут показательно отчитать и вогнать в краску молодую официантку, перепутавшую заказ? Безусловно, он способен это сделать. Вызывает ли при этом девушка, которая не слишком сосредоточена на своей работе, у вас желание выплеснуть раздражение за то, что вам принесли яичницу после блинчиков с джемом? Даже не спорьте, что это так. Просто вы, возможно, сдерживаетесь, а он говорит. Потому что нерадивый работник покушается на его бога — профессионализм. Дзюба необычный только на первый взгляд. Он точно такой же, как мы с вами. Это типичный ученик с первой парты, с которым некоторым учителям легко и удобно. Он всегда смотрит в глаза. С ним можно обыграться, когда остальные глядят напряженно, исподлобья. Он всегда за хорошие оценки и поведение, лишь бы его хвалили.
— Дзюба просто нуждается в том, чтобы его любили. Это нормально для его внутреннего «ребенка». И мы все, родители, знаем, что ребенок совершенно по-другому раскрывается, если чувствует любовь, — подтверждает нашу догадку психолог Вадим Гущин.
Краткое содержание предыдущих серий. Сразу после поражения сборной России от Мексики, которое оставило ее вне плей-офф на Кубке конфедераций, Дзюба и его напарник по нападению в «Зените» Александр Кокорин выложили в «Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» знаменитую фотографию с «усами», приложив под нос пальцы. Момент для подобного юмора был неподходящий. […]
Ажиотаж по поводу «усов» еще не успел стихнуть, как новый тренер «Зенита» Роберто Манчини, словно что-то увидев, перед контрольным матчем с «Аустрией» вдруг передал капитанскую повязку от Дзюбы Кокорину. Начался сезон, Александр стал стабильно забивать, а Артем фигурировал в клубе, еще недавно полностью им покоренном, то ли игроком ротации, то ли вовсе персоной нон-грата. Манчини, бесстрастному, как североатлантическая сельдь на льду (говорят, в Петербурге Роберто безразлично относился даже к приезду в гости старых друзей и знакомых), не нравилась активная жизненная позиция Дзюбы. Ему не нужен был ученик, заглядывающий в глаза и тянущий руку на любой вопрос. Он собирался перестраивать «Зенит», не опираясь на прошлое, и это его право, без оглядки на то, удалось ему это или нет. Манчини достаточно неожиданно оценил ситуацию не в пользу Дзюбы. Вел себя по отношению к нему холодно и в кабинетах настаивал на расставании. И любимцу Виллаш-Боаша и Луческу пришлось уехать в «Арсенал». Аршавин о таком и мечтать не смел.