Глава из книги «Последние короли Шанхая»: о последствиях Первой опиумной войны

ForbesИстория

«Последние короли Шанхая»: как еврейские династии помогали строить современный Китай

Редакция Forbes Life

Фото CPA Media via Reuters Connect

В издательстве «Слово» вышла в свет книга «Последние короли Шанхая. Еврейские династии-конкуренты, которые помогли построить современный Китай», где американский журналист, лауреат Пулитцеровской премии, Джонатан Кауфман рассказывает о династиях Сассунов и Кадури. С разрешения издательства Forbes Life публикует отрывок о последствиях Первой опиумной войны.

Британия вторглась в Китай в 1839 году в ходе так называемой Первой опиумной войны. Как и предсказывал за пятьдесят лет до этого британский посол, отвергнутый китайским императором, Китай не выдержал натиска и был с легкостью побежден.

По Нанкинскому договору 1842 года Китай уступил Великобритании остров Гонконг и открыл пять городов для торговли с Западом, в том числе малоизвестный ранее Шанхай. Иностранцы, торговавшие в Китае, освобождались от уплаты налогов. На них не распространялось китайское законодательство — этот статус известен как «экстерриториальность». Любые коммерческие или юридические споры рассматривали британские судьи и принимали решения на основе британского законодательства. Формально торговля опиумом оставалась незаконной, но китайцы — после сокрушительного военного поражения — вряд ли могли бросить британцам открытый вызов. Начался период, который китайские историки называют «сто лет унижения». Линь Цзэсюй, безуспешно взывавший к совести королевы Виктории и не сумевший дать отпор британскому вторжению, был отправлен в ссылку.

Обложка книги
Джонатана
Кауфмана
«Последние короли
Шанхая»,
издательство
«Слово»

На дворе стоял 1843 год, китайцам пришлось подписать договор, открывавший для британской торговли пять городов, включая Шанхай. В Кантоне, городе на юге страны, жители сопротивлялись приходу британских купцов. На европейцев нападали на улицах, и британцам приходилось укрываться в арендованных домах. Даотай надеялся, что в Шанхае такого не будет. Все-таки Шанхай — город торговый, привычный к потоку товаров и денег. Он примет иностранцев если не тепло, то как минимум подобающим образом.

В этот ноябрьский вечер до даотая, сидевшего в своем кабинете внутри крепостной стены, дошла весть о том, что у берегов Шанхая бросил якорь небольшой британский пароход. Эти британцы были первыми. Даотай не стал спускаться на берег, чтобы встретить их. Он решил — пусть подождут.

С наступлением утра даотай отправил на пристань две старые повозки с носильщиками — доставить британскую делегацию в свой кабинет. Толпы зевак смеялись над волосатыми британцами с их бородами и бакенбардами рядом с гладколицыми китайцами. У этих иностранцев «длинные ноги, которые они с трудом сгибают», — писал один китаец. Они напоминали ему «маньчжурских пони» и «водяных буйволов». Британский дипломат писал, что китайцы «всегда удивлялись и даже изумлялись, узнав, что у нас есть фамилии, и мы понимаем, что в семье есть отец, брат, жена, короче, что мы живем не как стадо скота».

Британцы приехали с переводчиком, и это было хорошо — ни даотай, ни его чиновники не говорили по-английски. Гости потребовали место, чтобы открыть контору и разместить своих людей, но даотай вежливо им отказал. Свободного места, чтобы их принять, просто нет.

Тогда один шанхайский торговец предложил британским коллегам снять в городе дом на пятьдесят две комнаты. Некоторое время они жили там, но вскоре от их присутствия в обнесенном стеной городе даотаю стало не по себе. Что, если своими странными обычаями они нарушат гармонию Шанхая? И он переселил их за пределы старого города, в заболоченную местность вдоль реки. Там было полно тутовых деревьев и древних захоронений, и китайцы считали, что в этих местах водятся привидения. Те, кто жил выше по течению, выливали в реку испражнения, и они плыли мимо поселения британцев. Даотай полагал, что незваные гости через несколько лет снимутся с якоря. Шанхаю просто надо проявить терпение.

Семь лет спустя Элиас Сассун, второй сын Дэвида Сассуна, высадился на шанхайский берег. Его приезд ознаменовал следующий этап превращения семейного дела Сассунов в поистине глобальное предприятие. Чтобы открыть Китай и расширить свою империю, компания «Джардин и Мэтисон» полагалась на британские военные суда и пушки, а Дэвид Сассун решил действовать через своих сыновей. Именно они стали его послами, разведчиками, торговцами и советниками. Телефона и телеграфа еще не было, на доставку сообщений из Индии в Китай или Лондон уходили месяцы, и восемь братьев работали как одна команда, интуиция подсказывала им правильные ходы в бизнесе, они поддерживали друг друга — и своего требовательного отца — с аванпостов вдоль побережья Китая вплоть до Японии и в конечном итоге до далекого Лондона. Глобальный бизнес требовал глобального участия всей семьи. Чтобы познакомить сыновей с каждой страной и всеми тонкостями бизнеса, Дэвид на несколько месяцев, а то и лет переводил сыновей из одного города в другой, как правило в сопровождении хорошо обученного персонала, эти люди обучались в школах Сассуна и были связаны с семьей общей религией и культурой. Старший Сассун проявил проницательность, сумев сохранить семейную империю и удержать сыновей. Каждому из них он платил щедрую зарплату и поощрял их самостоятельные инвестиции. Но ни один из них не мог

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иранская борьба – и не борьба вовсе! Иранская борьба – и не борьба вовсе!

Споры о том, чья борьба или какой спорт древнее, ведутся постоянно

Зеркало Мира
Не по-нашему. 5 минусов скандинавского стиля в интерьере Не по-нашему. 5 минусов скандинавского стиля в интерьере

Рассмотрим минусы скандинавского стиля интерьера в российских реалиях

Лиза
Еще раз про синий свет смартфонов. Мешает ли он засыпать Еще раз про синий свет смартфонов. Мешает ли он засыпать

Как синий свет влияет на качество засыпания?

ТехИнсайдер
Вперед, к гармонии Вперед, к гармонии

В чем отличие Seadeck 6 от лодок предыдущего поколения?

Y Magazine
Какой пассажирский самолет самый большой в мире Какой пассажирский самолет самый большой в мире

Почему громадина и красавец Airbus A380 — лайнер тяжелой судьбы

Maxim
Ученый Якимов рассказал, почему в России ужасные дороги Ученый Якимов рассказал, почему в России ужасные дороги

Можно ли в российских реалиях строить добротные долговечные дороги?

ТехИнсайдер
Как в России научились делать джины и при чем здесь бармены Как в России научились делать джины и при чем здесь бармены

Чем интересен российский джин

СНОБ
Иконография детства Иконография детства

Таня Рауш: по ту сторону фотографии

Weekend
Почему доминирование — это архаичная форма лидерства Почему доминирование — это архаичная форма лидерства

Как меняются формы лидерства?

Forbes
Наталья Андрейченко «Откровение». Исповедь актрисы Наталья Андрейченко «Откровение». Исповедь актрисы

«Откровение»: о несостоявшихся съемках в «Зимней вишне» и «Интердевочке»

СНОБ
Битва за каждую яхту Битва за каждую яхту

Кирилл Шабалов о том, что происходит на российском брокеражном рынке

Y Magazine
Солист группы «Комната культуры» Евгений Трофимов: Песню «Поезда» я написал за 20 минут Солист группы «Комната культуры» Евгений Трофимов: Песню «Поезда» я написал за 20 минут

Какую песню Евгений Трофимов называет самой «выстраданной»

СНОБ
Ближний Дальний Восток Ближний Дальний Восток

Какие уроки истории стоит не забывать современным экономистам

Деньги
Гардероб Гардероб

Лучшие вещи года сочетают элегантность с практичностью и новаторством

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Феминизм, магический реализм и жизнь самой жестокой королевы: 7 лучших книг африканских писателей Феминизм, магический реализм и жизнь самой жестокой королевы: 7 лучших книг африканских писателей

Африканская литература: о правах женщин, любви и национальной идентичности

Правила жизни
Образ собаки во сне: толкование сонников и психолога Образ собаки во сне: толкование сонников и психолога

Разбираемся, к чему снится собака с точки зрения сонников и психолога

Psychologies
«Вы не завершили заказ»: шопоголизм нового времени «Вы не завершили заказ»: шопоголизм нового времени

В чем опасность зависимости от маркетплейсов?

Grazia
Баклажан Баклажан

Все о баклажанах: чем полезны, откуда произошли и что из них приготовить

Здоровье
Как за минуту заточить ножницы: 5 лучших методов Как за минуту заточить ножницы: 5 лучших методов

Как правильно наточить ножницы в домашних условиях

ТехИнсайдер
Владивосток: зрелища и смыслы Владивосток: зрелища и смыслы

Во Владике есть на что посмотреть и что оценить

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Не знаю, что делать — пойду поработаю»: 3 вида зависимых отношений в офисе «Не знаю, что делать — пойду поработаю»: 3 вида зависимых отношений в офисе

Где же именно возникает зависимость от работы?

Psychologies
Премьера Премьера

Смотрим в кино «антибайопик» уральского поэта Бориса Рыжего

Собака.ru
Почему пьяные водители могут выжить после смертельного ДТП? Узнайте интересные факты Почему пьяные водители могут выжить после смертельного ДТП? Узнайте интересные факты

Почему пьяные водители часто выживают в авариях?

ТехИнсайдер
И дело с кольцом И дело с кольцом

Несколько причин, почему мужчина расстался с тобой и женился на другой

VOICE
Что такое парасоциальные отношения и как они отразились на Чаппелл Рон и Тейлор Свифт Что такое парасоциальные отношения и как они отразились на Чаппелл Рон и Тейлор Свифт

Почему из-за социальных сетей люди чаще вовлекаются в парасоциальные отношения?

Forbes
Откуда берется пассивная агрессия на работе: 3 сценария Откуда берется пассивная агрессия на работе: 3 сценария

Коллега говорит одно, а делает другое? Проходит мимо и не здоровается?

Psychologies
«Отряд Икс: Секретные еврейские коммандос во Второй мировой войне» «Отряд Икс: Секретные еврейские коммандос во Второй мировой войне»

Какая задача стояла перед секретными еврейскими коммандос в операции «Юбилей»

N+1
«Вера»: драма о контролирующей матери по культовой советской повести «Вера»: драма о контролирующей матери по культовой советской повести

Чем интересна адаптация повести «Вам и не снилось...» — драма «Вера»

Forbes
Наташа Бардо: «Хочу сыграть ведьму» Наташа Бардо: «Хочу сыграть ведьму»

Эта звезда экрана явно не из тех, кто останавливается на достигнутом

VOICE
Икра белыми Икра белыми

Чем опасен нелегальный рынок икры для государства и потребителей

Деньги
Открыть в приложении