Песня разлуки
Мы прощаемся с друзьями детства, одноклассниками и сослуживцами, уезжаем из родных городов, уходим от тех, кого любили когда-то, а иногда и продолжаем еще любить… И нам приходится учиться жить с этим.
C самого появления на свет мы обречены на расставания. Они сопровождают нас всю жизнь. Уходит любовь, умирают близкие, улетают мечты, взрослеют дети… Таков общий удел. «Боль разлуки свидетельствует о силе нашей привязанности, – убежден психотерапевт Владимир Баскаков. – Расстаться можно только в случае, если мы с кем-то встретились по-настоящему. Если нет встречи, нет проблем расставания».
Сопутствующие потери
В кабинетах психологов клиенты повторяют похожие истории о расставаниях в прошлом, настоящем или будущем – о том, как их бросили, оставили или предали; о том, как были нарушены или потеряны связи с теми, кто играл или продолжает играть важную роль в их жизни: с родителями, братьями или сестрами, друзьями или возлюбленными, детьми или учителями. Добровольными ли были эти расставания или вынужденными, вызваны ли они осознанным намерением сделать свою жизнь лучше или случайным стечением обстоятельств – все они причиняют боль.
«Завершение отношений не бывает безболезненным, потому что в этот момент мы переживаем потерю, – подчеркивает психотерапевт и семейный коуч Елена Моксякова. – Чем глубже были отношения, чем больше общего партнеры успели создать, тем дольше и серьезнее будет горевание». Расставание нередко связано с необходимостью решать материальные вопросы: раздел имущества, опека над детьми. И в любом случае мы лишаемся привычной реальности, мир перестает быть безопасным и предсказуемым. «Мы теряем самих себя – какими становились рядом с утраченным близким в лучшие времена, – продолжает Елена Моксякова. – Статус в обществе и прежнюю идентичность: раньше я был «человек семейный», а теперь кто я?»
Кроме этого мы страдаем от целого комплекса психологических проблем: «Оживают детские травмы, из-за которых новое расставание похоже на отвержение родителем».
Во взрослом возрасте, вступая в отношения с другими и добиваясь клятв в любви и верности, многие пытаются компенсировать то, чего им не хватало когда-то в детстве. Есть и другой вариант – напротив, не доверять никаким формам взаимных обязательств из страха снова пережить трагедию разрыва.
Маленькая смерть
Мы теряем не только то, что случилось, но и то, что могло бы быть. «Мы планировали совместный отдых на Волге, я уже собирался купить билеты, а через день жена вдруг объявила мне, что уходит к другому, – вспоминает 38-летний Юрий, переживший развод год назад, – и мне до сих пор обидно: зачем нужно было говорить о будущем, если его уже не было?»