Корабли на электричестве покоряют фьорды Норвегии

Популярная механикаHi-Tech

Ради тишины и чистоты

Текст: Олег Макаров

Фьорды – краса Норвегии. Вырытые ледниками и заполненные морской водой ущелья создают величественные пейзажи. Залюбуешься! Но не проедешь. Объезжать уходящие вглубь суши на десятки и даже сотни километров заливы слишком долго и хлопотно, строить мосты сложно: фьорды глубоки. Норвежцев выручают паромы, но вторгаться с грохотом и чадом судового дизеля в эту красоту…

В общем, неудивительно, что именно на берегах гигантского Согне-фьорда (длиннее и глубже его только фьорд Скорсби в Гренландии) началась маленькая революция по переводу морских судов с дизельной на чисто электрическую тягу.

Нельзя сказать, что электрическая тяга на воде – это что-то необычное или ранее неведомое. Плавсредства на электробатареях (как, кстати, и электромобили) стали строить еще в XIX веке, и до эпохи появления компактного бензинового двигателя они даже имели определенную популярность. Разумеется, речь шла о совсем небольших судах, по сути лодках. В большом судостроении гребные винты с электроприводом тоже не новость, правда, для выработки электричества подводным или надводным судам приходится везти на себе собственную электростанцию. Например, дизельную. Или атомную. Дизель – это шум и вредные выбросы в атмосферу, атомная энергия на транспорте – сфера высокого риска.

Без дизеля и экипажа. Беспилотный контейнеровоз. Перспективный контейнеровоз Yara Birkeland будет работать только на электробатареях и в беспилотном режиме. Он сможет перевозить до 120 20-футовых морских контейнеров – правда, на небольшие расстояния

От деревни до деревни

В наши дни предпринимаются первые попытки создать своего рода «теслу» в размерности серьезного транспортного судна, перевозящего не только пассажиров, но и крупногабаритные грузы.

Между деревнями Лавик и Оппедаль всего 5700 м по воде Согне-фьорда. Объезд по суше ветвящегося залива длиной более 200 км – за пределами здравого и экономического смысла. Поэтому здесь давно устроена паромная переправа, а поскольку путь между деревнями – это часть одного из транснорвежских шоссе, паромы за одну итерацию перевозят десятки автомобилей. В 2011-м Министерство транспорта и связи Норвегии объявило тендер на создание паромной переправы с нулевыми выбросами. Как раз в 2015 году заканчивалась предыдущая лицензия, согласно которой между деревнями тарахтел и чадил обычный дизельный паром. На смену ему должны были прийти тишина и чистота. Заказчиком выступила Norled – судоходная компания, управляющая паромами по всей стране.

За дело взялась норвежская верфь Фьелльстранд, электрической частью занялся концерн Siemens. Проект удалось реализовать быстро. Новый паром на электробатареях (он получил характерное название Ampere) был поставлен в октябре 2014-го, а в мае 2015-го уже вышел на линию. Ampere представляет собой преимущественно алюминиевый катамаран длиной 80 и шириной 21 м. Если смотреть на него сверху, он чем-то напоминает авианосец: открытая палуба и сдвинутая к краю высокая рубка (на авианосцах это называется «остров»). Но по размерам сравнения с гигантами океанов он не выдерживает – дедвейт всего 199 т. При этом малыш способен взять на борт и перевезти через фьорд 120 автомобилей и 360 пассажиров. Путь от деревни до деревни (34 ходки в день) занимает 20 минут, еще 10 минут уходит на погрузку-разгрузку. В этот момент и происходит подзарядка батарей. Блок литий-ионных батарей на борту имеет мощность 1000 кВт и весит 10 т. Кроме батарей Siemens установил на судно два электродвигателя мощностью 450 кВт, приводящих в движение винты, установленные на винторулевых колонках. Cтанции подзарядки оборудованы на обоих берегах. Судно заряжается непосредственно от электросети, энергия в которую поступает от местной гидроэлектростанции (экологически чистый источник энергии – часть замысла) или от аккумулятора мощностью 260 кВт. Сообщается, что введение в строй чисто электрической переправы позволяет ежегодно избегать сжигания миллиона литров дизельного топлива, а также вредных выбросов ( 570 т CO2 и 15 т оксидов азота). Опыт признан удачным, и, вероятно, в будущем на тихое электричество норвежцы переведут еще полсотни переправ через фьорды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не просто фантастика Не просто фантастика

Городской тест-драйв беспилотного автомобиля

Популярная механика
Я готов целовать песок Я готов целовать песок

Наталья Погодина вместе с семьей поселилась на песчаном пляже в Анапе

AD
Дело жизни Казуаки Харады Дело жизни Казуаки Харады

Японский художник Казуаки Хараде нашел свое дело почти случайно

Популярная механика
Точка невозврата. Как химическое оружие навсегда изменило характер сирийского конфликта Точка невозврата. Как химическое оружие навсегда изменило характер сирийского конфликта

Возможное использование химического оружия делает эскалацию ключевым эпизодом

Forbes
Портрет генами Портрет генами

ДНК-фенотипирование позволит восстановить облик преступника по его генам

Популярная механика
О секундах свысока О секундах свысока

Что мы вообще знаем о времени и как его воспринимаем

Добрые советы
Ускоритель на орбите Ускоритель на орбите

Кто первым выкопал томагавк пучкового оружия, точно не известно

Популярная механика
Правило бутерброда Правило бутерброда

Идеи для завтрака или быстрого перекуса

Лиза
Квантовое превосходство Квантовое превосходство

В IT сложилась предреволюционная ситуация

Популярная механика
Тарелка профессора Роя: бескрылый летательный аппарат Тарелка профессора Роя: бескрылый летательный аппарат

В США получен патент на «летающую тарелку»

Популярная механика
Китайский Карлсон Китайский Карлсон

Самой сложной и красивой игрушкой в мире был радиоуправляемый вертолет

Популярная механика
Глубоко в карман: США потребовали от банков доступ к счетам российских олигархов Глубоко в карман: США потребовали от банков доступ к счетам российских олигархов

Американские сенаторы пригрозили устроить расследование

Forbes
Мусор и ветер Мусор и ветер

Каждый из нас производит сотни килограммов отходов в год

Популярная механика
Библия глазами женщины. Фильм недели: «Мария Магдалина» Библия глазами женщины. Фильм недели: «Мария Магдалина»

Гарт Дэвис попытался заново осмыслить Евангелие

Forbes
Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан

Эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг» времен Первой мировой

Популярная механика
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

Наконец-то баланс стритстайла и классики

GQ
Дом во льдах Дом во льдах

История дрейфующих станций «Северный полюс» – это летопись подвига во имя науки

Популярная механика
Россия без олигархов. Что означают новые санкции США для наших миллиардеров Россия без олигархов. Что означают новые санкции США для наших миллиардеров

Послание Минфина США вполне понятно

Forbes
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
Меркель едет к Трампу. Германия может потерять €1,5 млрд от новых санкций США Меркель едет к Трампу. Германия может потерять €1,5 млрд от новых санкций США

70% немецких компаний рассчитывают сохранить активность и инвестиции

Forbes
Без рулей и элеронов Без рулей и элеронов

Можно ли обойтись без таких привычных элементов самолета, как рули и элероны?

Популярная механика
Зелень на просвет Зелень на просвет

О тонкостях кутабов

Огонёк
Мир-кольцо Мир-кольцо

Земли в форме бублика: добро пожаловать на обруч и пончик

Популярная механика
Яркие перспективы: Федор Конюхов облетит вокруг света на энергии солнца Яркие перспективы: Федор Конюхов облетит вокруг света на энергии солнца

Первый в истории кругосветный полет на солнечной энергии

Forbes
Кресла вместо бомб Кресла вместо бомб

Бомбардировщик превратили в бизнес-джет

Популярная механика
Психологический глянец, или путь познания Психологический глянец, или путь познания

В модной фотографии ей удалось сделать имя в рекордно короткие сроки

СНОБ
Двойные стандарты Двойные стандарты

Стоимость антиматерии падает

Популярная механика
Ядерная ракетка Ядерная ракетка

Немецкий теннисист Cаша Зверев

GQ
Когда лайнер бьет хвостом Когда лайнер бьет хвостом

Авиаинциденты с «тейлстрайком»

Популярная механика
Мир в нокауте. Федор Емельяненко может стать чемпионом в 42 года Мир в нокауте. Федор Емельяненко может стать чемпионом в 42 года

Почему бой Емельяненко вызвал интерес даже у ФБР

Forbes
Открыть в приложении