Части вселенной
После десятилетия космического успеха студия Marvel оказалась на перепутье: пришла пора прощаться с некоторыми ключевыми героями и принимать в семью новых. Третьего мая в прокат выходит новый фильм Marvel «Мстители: Война бесконечности», который и покажет, что ждет империю.
Жарким октябрьским уик-эндом самая многочисленная тусовка супергероев Marvel собралась в пригороде Атланты на сверхсекретное дело. Восемьдесят три знаменитые личности, давшие большую экранную жизнь легендарным персонажам комиксов, ошивались на площадке. Марк Руффало, он же Халк, болтал с Вином Дизелем, гуманоидом Грутом из «Стражей Галактики». Анджела Бассетт, мать Черной Пантеры, прилетела, не побоявшись урагана, чтобы присоединиться к Роберту Дауни-младшему, Скарлетт Йоханссон, Гвинет Пэлтроу, Бри Ларсон, Полу Радду, Джереми Реннеру, Лоренсу Фишборну и 95‑летнему Стэну Ли, который и заварил полвека назад всю эту кашу, придумав (вместе с Джеком Кирби и Стивом Дитко) Железного человека, Человека-паука, Доктора Стрэнджа, Фантастическую четверку и Людей Икс.
Их миссия на сегодня: принять героические позы для фотосессии, приуроченной к десятилетней годовщине старта киновселенной Marvel. Начав в 2008 году, Marvel Studios выпустила в прокат 17 фильмов, собравших мировую кассу в $13 миллиардов; еще пять фильмов выйдут в течение двух лет. Раздавшийся вширь и вглубь франчайз возродил угасшие карьеры (Дауни), воспламенил новые (Том Хиддлстон) и продолжает привлекать актерскую братию самого высшего эшелона — от артхаусных фаворитов (сыгравшие в «Докторе Стрэндже» Бенедикт Камбербэтч и Тильда Суинтон) до голливудских икон (Энтони Хопкинс, Роберт Редфорд), не считая мачо-троицы Крисов (Хемсворт, Эванс и Пратт). Суперзвездный накал фотосессии зашкаливает настолько, что поучаствовавший в «Человеке-муравье» Майкл Дуглас — сам Майкл Дуглас! — берет у других автографы.
Однако не Ник Фьюри в исполнении Сэмюэла Л. Джексона и даже не Капитан Америка, воплощенный Крисом Эвансом, собрали вместе всю эту супергеройскую банду. Это сделал Кевин Файги — застенчивый мужчина в черной бейсболке, превративший Marvel Studios из мелкой лавочки комиксового вторсырья в глобальную киноимперию, которой завидует весь Голливуд. Инновационный подход Файги к производству блокбастеров — верность первоисточникам и создание единой грибницы персонажей, переходящих из одного фильма в другой, — изменил не только массовый кинематограф, но и поп-культуру в целом. Фанаты с ума сходят от киновселенной, где Стражи Галактики могут оказаться рядом со Мстителями, а пути-дорожки Доктора Стрэнджа и Черной Пантеры пересекаются благодаря взрывающему мозг разлому пространственно-временного континуума. Другие студии — и прежде всего Warner Bros. со своей «Лигой справедливости» — делают все, чтобы создать свои киновселенные с мигрирующими кадрами. Отчего же им пока не удалось добраться до марвеловских вершин? «Просто потому, — объясняет сорежиссер третьей и четвертой серии «Мстителей» Джо Руссо, — что у них нет Кевина».