Полки нового строя
«Популярная механика» с агентством исторических проектов «Ратоборцы» продолжает рассказ про малоизвестные страницы русской истории.
Смоленская, или Русско-польская, война 1632–1634 годов, как известно, закончилась для Русского царства поражением, но послужила для него серьезным уроком, сильно повлиявшим на дальнейшую организацию вооруженных сил нашего государства. Главным нововведением этой кампании стали полки нового строя – один рейтарский и восемь солдатских, реорганизованные по иноземному образцу, под командованием офицеров-иностранцев.
Ручное огнестрельное оружие, или, как говорили тогда «вогненный бой», появилось еще при великом князе Василии III, а его использование положило началу войску Ивана IV и самому термину «стрелец». Мало что можно сказать о боевых приемах и тактике пищальников и стрельцов, но, скорее всего, они предпочитали не вступать в бой на открытой местности, используя преимущество нахождения за крепостными стенами, передвижные «гуляй-города» и земляные укрепления. Стрельцов «прибирали» из вольных людей, то есть в некотором роде по контракту, но служба была пожизненной. Государство комплектовало стрелецкие отряды вооружением и необходимыми припасами и платило за службу. Солдатские полки нового строя превосходили стрелецкие в численности и полностью копировали западноевропейскую воинскую организацию. Благо в тот момент специализированные воинские трактаты в Европе уже имели широкую практику применения. Лучшей по части административного управления считалась на тот момент голландская военная система, полки нового строя формировались на ее основе задолго до реформ Петра Великого, с которым, как правило, связывают «голландский опыт» в истории русских вооруженных сил.
Одежда и амуниция
Воинская служба в условиях Смутного времени и царствования первого царя Романова, Михаила Федоровича, с одной стороны, была весьма востребованным родом занятий, в котором были задействованы все без исключения сословия, а с другой стороны, не столь уж привлекательным экономически (не говоря о том, что рискованным). И хотя расходы на оружие и воинские припасы государство полностью брало на себя, в сущности, социальный состав полков был крайне пестрым: беспоместные дети боярские, различные инородцы, «вольные и охочие» люди из крестьянства; кто-то шел в силу убеждений, кто-то спасался от скудости и безземелья. Изначальное неравенство имущественного положения в сочетании с отсутствием такого, казалось бы, базового элемента воинской культуры, как униформа, приводило к тому, что выглядели полки совсем не так, как это обычно показывают в фильмах. Фактически каждый служивый одевался как мог и как хотел.
«Русский мужской костюм этого времени достаточно абстрактен, у нас есть множество изобразительных источников, но нет археологических находок и подлинных вещей этого периода, – говорит художник, сотрудник агентства «Ратоборцы» Вячеслав Белоглазов. – Нижним слоем одежды служила рубаха изо льна или хлопка. Порты могли быть как льняные, так и суконные. Следующим слоем шел зипун – легкий, достаточно короткий кафтан, как правило из тонкого сукна. Хотя у какого-нибудь боярского сына мог быть шелковый или киндячный зипун (киндяк – хлопчатобумажная ткань, на тот момент не особо бюджетная). Наверх надевался долгополый кафтан, скроенный, вероятно, по одному и тому же подобию, независимо от сословия, а вот уже сшитый по достатку: у кого из домотканой шерсти – сермяги, а у кого из дорогого импортного сукна. На голове носили войлочный колпак или шапку, подбитую мехом.