Как в них родился
В далеком детстве я занимался легкой атлетикой. К сожалению, бегать на длинные дистанции я не мог и специализировался на спринте. К Сожалению – потому что спринтерам в советском государстве выдавали шиповки, в которых можно было бегать только по стадиону, а стайерам, которых бы сейчас назвали марафонцами, – кроссовки, в которых можно было и бегать, и ходить круглые сутки. Удобней обуви не было. Ни сорок лет назад, ни сейчас.
Кроссовки объединяли два мира – от обычной обуви они брали кожаный верх, а от спортивной – удобную ортопедическую резиновую или каучуковую подошву. Производители классической обуви из кожи боролись с конкурентами и распространяли заявления, что кроссовки очень вредны для детей и способствуют развитию дистрофии стопы. Мол, гораздо полезнее обувь на кожаной подошве, напоминающая скорее орудие для пыток. Под этим предлогом и мои родители старались лишить меня моей единственной пары, выпущенной какой-то советской фабрикой. Впрочем, безуспешно. Сегодня самая массовая обувь в мире, конечно, кроссовки: в них занимаются спортом и ходят на светские рауты. И ничего удобнее пока не придумали – что понятно, если взглянуть на исследовательские бюджеты компаний, производящих эту культовую обувь. Именно о технологиях пойдет речь в нашей статье.
Вафельницы и космос
Любая кроссовка состоит из трех частей: верха, отвечающего за посадку на ноге, подошвы, от которой зависят ощущения от бега, и подметки, обеспечивающей сцепление. В разные моменты времени компании делали прорывы в какой-нибудь из этих областей, что превратило просто хорошую спортивную обувь 1970-х годов в современные, почти космические спортивные снаряды. К тому же очень модные.
В СССР кроссовки однозначно связывались с брендом аdidas: к Олимпиаде-80 на уровне ЦК КПСС было принято решение, что советская сборная будет обута в кроссовки аdidas, и в Советском Союзе было развернуто небольшое лицензированное предприятие. Впрочем, выбор был правильным: компания всегда была одним из лидеров в технологии изготовления спортивной обуви. До сих пор выпускается модель 1972 года аdidas SL72 – одна из первых облегченных беговых моделей с промежуточной подметкой и особым узором протектора.
Мысль о том, что рифленая подошва может не только улучшать сцепление на неровном покрытии, но и делать кроссовки легче, а толчок – сильнее, по легенде, пришла в голову одному из основателей Nike Биллу Бауэрману в середине 1970-х, когда он наблюдал за завтраком, как жена делает вафли. Конфисковав у нее металлическую вафельницу, он взял латекс, кожу и клей и создал первый прототип Nike Waffle.
В 1979 году компания запатентовала технологию, основанную на воздушной амортизации, которая используется в автомобильных камерах с начала XX века. Это решение подсказал инженер NASA Фрэнк Руди: NASA использовала литье дутой резины для шлемов астронавтов миссии «Аполлон». Руди сконструировал пустую межподошву, в которую он встроил полиуретановые камеры, заполненные плотным газом. Первоначально обувь предназначалась только для спортсменов и особого ажиотажа не вызвала. Ситуацию изменил контракт с мегазвездой баскетбола Майклом Джорданом, для которого были разработаны специальные кроссовки Air Jordan настолько кричащих расцветок, что ему запретили выходить в них на площадку. Но он продолжал это делать, за что Nike безоговорочно каждый раз выплачивал штраф – тысячу долларов. И не зря: после этих скандалов продажи компании выросли до 4 млрд долларов в год.