Адские деньги: как еврейские арт-дилеры спасали от нацистов наследие Эгона Шиле
Сегодня, 31 октября — 100 лет со дня смерти австрийского художника Эгона Шиле. Пока в Париже, в фонде Louis Vuitton идет выставка Эгона Шиле, в Нью-Йорке потомственный дилер Шиле Джейн Каллир выпустила онлайн каталог-резоне, чтобы остановить поток подделок художника
Побег от нацизма и смена фамилии, морганатические браки, продажа бизнеса и тройная эмиграция — так на фоне исторической драмы была создана американская галерея немецкого искусства St. Etienne, владеющая крупнейшей в мире коллекцией живописи и рисунков Эгона Шиле. Джейн Каллир, внучка основателя галереи Отто Каллира, раскрыла Forbes Life семейные секреты и рассказала о результатах своей двадцатилетней работы по изданию онлайн-каталога Эгона Шиле. Каталог вышел в свет 30 октября, к 100-летию со дня смерти великого рисовальщика ХХ века.
Самая большая в мире коллекция произведений Шиле — более 40 картин и почти 200 работ на бумаге — находится в Вене в Музее Леопольда. Другое крупное собрание Эгона Шиле — в Америке, в Neue Galerie на Манхэттене. Им владеет 74-летний Рональд Лаудер, сын основательницы косметической империи Эсте Лаудер. От Neue Galerie до галереи St. Etienne полтора километра вдоль Центрального парка. Здесь хранится третья по величине коллекция Шиле.
Галерею St. Etienne основал эмигрант из Австрии Отто Каллир. Жизнь Каллира полна загадок и неожиданных поворотов. Он выгодно женился, а затем почти все потерял, сменил фамилию и начал с нуля в эмиграции. Галерист Каллир продвигал в Америке австрийский экспрессионизм, и прежде всего наследие Эгона Шиле.
Гений рисунка
13 апреля 1912 года крохотный городок Нойленгбах в Нижней Австрии был взбудоражен чрезвычайным происшествием. Арестован и помещен под стражу 22-летний Эгон Шиле.
Отставной военно-морской офицер, отец 13-летней Татьяны Жоржет Анны фон Моссиг обвинял художника в соблазнении и убийстве своей дочери. Расследование, проведенное властями, установило, что из родительского дома девочка ушла по собственной воле. И жила, живая и здоровая, у Эгона Шиле и его возлюбленной Валли Нойциль. Когда следователи убедились, что девушка не пострадала, обвинения в похищении и изнасиловании с Эгона сняли, признав его виновным лишь в публичном безнравственном поведении.
Эгон Шиле отрицал академизм, культурное наследие вызывало у него неприятие. Он конструировал такие углы и такие точки обзора, с которых фигуры кажутся вывернутыми, искривленными или даже деформированными.
«Его глаз — внимательный свидетель, срывающий с модели всю одежду и оставляющий ее нагой и беззащитной, — писал исследователь творчества художника Райнхард Штайнер. — Модель он исследует глазами хирурга, что совсем не похоже на эротическое подглядывание (как у Климта, например). Между моделями, одинокими и напряженными, и самим зрителем отсутствует подобающая дистанция». Нагота моделей предельно агрессивна — этого и требовал Шиле, работавший с натурщиками, мужчинами и женщинами, в жесткой манере.
Шиле не только делал смелые эротические рисунки (горожане находили их непотребными), но и часто пользовался услугами несовершеннолетних моделей. После сеансов дети играли в студии художника. Обвинение утверждало, что они видели там неприличные работы, в частности портрет полураздетой девушки. Модели Валли Нойциль, главной музе Шиле, было лишь 16 лет. Обнаженную Валли художник часто рисовал в саду своего дома.
Эгон Шиле родился 12 июня 1890 года в городке Тульн (Тульн-на-Дунае) в Нижней Австрии, неподалеку от Вены, в семье инженера-железнодорожника. У него было три сестры: самая старшая, Эльвира, прожила только 10 лет. Мелани была старше Эгона на четыре года, а самая любимая сестра Гертруда (Герти) — младше на три года.
В учебе Шиле не блистал. В 12 лет даже остался на второй год в средней школе. Единственное, чем он увлекался, — это рисование. В 16 лет поступил в венскую Академию изящных искусств.
За год до поступления у Эгона умер отец. Отец страдал сифилисом, затем потерял рассудок и был парализован. Опекуном Эгона стал дядя Леопольд Чихачек, человек довольно состоятельный. Именно он привил Эгону хороший вкус в одежде и светские манеры. Но под маской изящного утонченного юноши скрывался человек жестокий и расчетливый. Например, когда от друга Шиле Антона Пешки забеременела его любимая сестра Герти, брат заставил ее дожидаться совершеннолетия и только после этого позволил (как глава семьи после смерти отца) им пожениться.
С юной возлюбленной Валли Нойциль Шиле прожил четыре года. На большинстве эротических рисунков изображена именно Валли. По распоряжению суда был уничтожен портрет обнаженной Валли, а Шиле попал сначала на скамью подсудимых, а затем и в тюрьму. «Я с радостью вынесу это ради своего искусства и моих любимых», — написал Шиле на одном из тюремных рисунков. В тюрьме Шиле провел лишь 24 дня. Сегодня эти рисунки считаются смелыми экспериментами в экспрессионизме.
Вскоре Шиле решил выгодно жениться и стал приглашать богатых барышень на прогулки. Чтобы его не заподозрили в неприличных намерениях, Шиле прогуливался в компании с Валли. 17 июня 1915 года, в разгар Первой мировой, Шиле скоропалительно женился на Эдит Хармс. Он оставил преданную ему Валли, рисунки этого периода полны горечи утраты. Накануне свадьбы Шиле предлагал Валли «каждый год уезжать на несколько недель втроем» (и даже сделал наброски, изображающие двух женщин, слившихся в объятиях). Валли отказалась и больше никогда не встречалась с художником.
Через несколько дней после свадьбы Эгона призвали на фронт. Через два года к Шиле пришел первый успех: несколько его рисунков и портрет Эдит купил директор галереи в Вене доктор Франц Мартин Хабердицль. Издатель Рихард Лани опубликовал папку репродукций рисунков и акварелей Шиле. К 1919 году имя Шиле стало известно, но сам художник об этом так и не узнал.