В мире существует пара танков, вокруг которых ходит множество легенд

Популярная механикаОбщество

Компьютер с пушкой

Текст: Александр Грек

В мире существует пара танков, вокруг которых ходит множество легенд. Это израильский «Меркава» и французский Leclerc. С одной стороны, их воспевают как непревзойденные образцы современного танкостроения, с другой – ругают, приводя в качестве довода факт, что практически нигде, кроме самих стран-производителей, эти танки на вооружении не стоят. Оставим пока израильский танк и поговорим о французе.

О Leclerc серьезно заговорили в 1993 году, когда концерн неожиданно для всех выиграл международный конкурс на поставку танка в Объединенные Арабские Эмираты, обойдя традиционных производителей из России, США и Германии. Скандальный оттенок этой истории придавало и то, что танк был практически сырой и доводился уже после поставки – за деньги заказчика. Революционный для западной школы танкостроения Leclerc очень сложный и дорогой: цена одной машины составляла около 8 млн долларов (для сравнения, американский Abrams М1А2 оценивался в 6 млн долларов, германский Leopard 2A6 – в 5 млн, а за российский Т-90С просили и того меньше – 2 млн). Впервые среди западных танков был применен автомат заряжания, что позволило уменьшить экипаж до трех человек, но самой главной фишкой был принципиально новый уровень информационной интеграции и компьютеризации. Все системы боевой машины были завязаны на единую информационно-управляющую систему (ИУС), а бортовой компьютер полностью контролировал работу комплекса вооружения, трансмиссии, двигателя и прочих многочисленных танковых систем. Система в реальном времени передавала командованию все данные о координатах, расходе топлива, боеприпасов, а до командира танка доводила боевые задачи. Одни специалисты полагали, что Leclerc сильно опередил время, другие считали его излишне сложной для боевых действий машиной, своего рода бронированным компьютером на гусеничном ходу. Необкатанность в реальных условиях и космическая сложность помешали французскому танку получить большее распространение, и к 2010 году производство этих машин было прекращено. Всего было поставлено 406 танков во французскую армию и 388 – в армию ОАЭ.

Проверка боем

Долгое время ничего хорошего о Leclerc слышать не приходилось, в основном описывались излишняя сложность и частые отказы на ранней стадии – ничего другого и быть не могло, так как танки обкатывались уже в войсках, где вылезали многочисленные «детские болезни». Однако успешный дебют французских танков в Йеменском конфликте заставил вновь заговорить о Leclerc. В конфликте участвовало около 80 танков ОАЭ, и, несмотря на интенсивный обстрел в городских условиях, ни один танк потерян не был. Для примера, в тех же условиях Саудовская Аравия потеряла в Йемене около девяти танков Abrams. Не лучшим образом проявили себя в боях против ИГИЛ (запрещено в РФ) турецкие Leopard 2A4 (потеряно более десяти машин) и иракские Abrams M1А1, большинство из которых были уничтожены устаревшими советскими противотанковыми гранатометами и комплексами.

Leclerc превосходно защищен с фронтальной проекции, но для войны в Йемене его дополнительно оснастили комплектом оборудования для боевых действий в городе AZUR (Actions en zone urbaine). Танк получил бортовые экраны из композитной брони, кормовую часть корпуса и башни закрыли противокумулятивными решетками, моторное отделение сверху было усилено дополнительным бронированием. Была установлена система о предупреждении приближения объектов к танку, в первую очередь вражеских солдат, которых эффективно уничтожали дистанционно управляемым 7,62-мм пулеметом и осколочными гранатами, разработанными для стандартного дымового танкового гранатомета. Был создан и новый снаряд 120HEF1, который мог использоваться не только как кумулятивный, но и как фугасный.

Опередивший время

Почти все описания Leclerc на русском языке – пересказ не совсем достоверных западных источников. Мало кто из наших соотечественников видел эти танки живьем, а еще меньше сидели внутри. Одним из них стал полковник запаса Сергей Суворов. В свое время он занимался обучением арабских экипажей и техническим обслуживанием новейших российских БМП-3, которые были закуплены Эмиратами, в бронетанковой школе армии ОАЭ, дислоцировавшейся в окрестностях Абу-Даби.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не просто фантастика Не просто фантастика

Городской тест-драйв беспилотного автомобиля

Популярная механика
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
У Солнца под боком У Солнца под боком

О том, какие загадки должен решить меркурианский зонд

Популярная механика
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
_Не музыка еще, уже не шум _Не музыка еще, уже не шум

Как научить машину сочинять музыку и писать картины

Популярная механика
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Мир Дикого Востока Мир Дикого Востока

Как в Китае рождается медицина будущего

Популярная механика
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Кресла вместо бомб Кресла вместо бомб

Бомбардировщик превратили в бизнес-джет

Популярная механика
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Картонная инженерия Даниеля Агдага Картонная инженерия Даниеля Агдага

Австралийский художник Даниель Агдаг делает скульптуры из картона

Популярная механика
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Танки против крепостей Танки против крепостей

Миф об уничтоженных танковых армиях на улицах Берлина

Популярная механика
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Конец всему Конец всему

Несколько вариантов сценария будущего для Вселенной

Популярная механика
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Без рулей и элеронов Без рулей и элеронов

Можно ли обойтись без таких привычных элементов самолета, как рули и элероны?

Популярная механика
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Ради тишины и чистоты Ради тишины и чистоты

Корабли на электричестве покоряют фьорды Норвегии

Популярная механика
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Заблудился в Америке Заблудился в Америке

Дизельпанк: параллельная вселенная словенского художника Андрея Трохи

Популярная механика
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Интеллект для самолета Интеллект для самолета

Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механика
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Нервные клетки не восстанавливаются? Нервные клетки не восстанавливаются?

Может ли мозг взрослого человека образовывать новые нейроны взамен утраченных

Популярная механика
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Землянам, до востребования Землянам, до востребования

Солнечную систему посетил объект, прилетевший к нам от другой звезды

Популярная механика
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Открыть в приложении