Накопительный вклад
Вкладывать в подрастающее поколение — вкладывать в свое будущее. В Индии по традиции инвестируют в детей, как в надежное предприятие: родителям — дивиденды в старости, стране — развитие
Около нашего дома стройка. Иду однажды мимо и слышу, как соседская бабушка говорит внуку, показывая на кучу строительных материалов и чумазых детей рядом с ней: «Вот не будешь учиться — всю жизнь гравий таскать придется!» В Индии многие бедняки вынуждены привлекать детей сызмальства к тяжелому физическому труду. Работают родители на укладке дороги — их дети с ними. Те, кто помладше, нянчатся рядом с совсем еще карапузами. Те, кто постарше, таскают грузы вместе со взрослыми. Такой картиной часто пугают детей, которые не хотят идти в школу. Еще страшнее строительных работ уборка мусора.
Для детей бедняков есть один верный способ вырваться вверх — образование. Тем более что и государство готово помочь: все издержки, связанные с образованием детей из бедных семей, берет на себя: покупает школьную форму, канцелярские товары, отправляет соцработников в глухие деревни разъяснять важность образования. Если ребенок регулярно ходит в школу и приносит достойные отметки, родители получают на него субсидии. Включаешь телевизор, а там агитация: показывают сначала малыша, который торопится на занятия с рюкзаком, а потом выросшего из него счастливо улыбающегося молодого человека, который сидит в офисе с телефонной трубкой в руке. Посыл простой: сильному государству нужны образованные граждане, это залог его процветания.
Цена аттестата
В государственных школах обучение бесплатное, при этом в классах обычно по восемьдесят человек. Экзамены четыре раза в год. Дисциплина поддерживается довольно жесткими методами. Не хочешь учиться — тебя могут заставить, и преподавательское насилие в таких условиях — норма. Моя здешняя русская подруга с огромными от ужаса глазами делилась рассказами сына о том, что школьный учитель частенько бьет учеников линейкой по рукам, раздает подзатыльники и почти всегда кричит. И никто не собирается подавать на этого учителя в суд. Некоторые родители, наоборот, даже говорят спасибо: мол, так и надо, воспитывайте нашего оболтуса. Еще и в ноги кланяются.
Очень часто дети сами хотят хорошо учиться. Ведь это отличная возможность выделиться из толпы, стать заметным. В Гималаях, например, на деревенских остановках висят портреты лучших учащихся прошедшего семестра. О них знает вся округа и даже туристы, проезжающие мимо. Однако шансов получить достойное образование в государственных школах мало.
Частные гораздо лучше, но в них существует конкурсный отбор, и обучение стоит дорого. На особом счету интернаты, где учатся дети из богатых семей: там к каждому индивидуальный подход, преподают лучшие в штате педагоги. Есть интернаты государственные, для детей из малообеспеченных семей, дающие возможность родителям работать в других, более доходных штатах, оставляя детей на попечение педагогам.
Моя младшая дочка Майя сменила несколько школ и сейчас учится в частной, небольшой и закрытой. Изначально детей в ее классе было больше двадцати, но в результате сурового отсева осталось только восемь. Нагрузка оказалась тяжелой, и многим детям пришлось уйти. Майя постоянно жалуется, что все нужно заучивать наизусть: математику, химию, физику. Если получаешь низкие баллы в течение года, с тобой прощаются.
Несмотря на серьезную нагрузку в школе, занятия с репетиторами во второй половине дня — обычное дело. У одной нашей знакомой индианки, живущей в Мумбае, сын из книжек не вылезает: и в школе на высшие баллы учится, и с репетитором до глубокого вечера сидит. Я спрашиваю подругу: «А не слишком ли ты его загоняешь?» Она отвечает: «Уж если ребенок хоть в чем-то одарен и на что-то способен, нужно выжать из него максимум». В среде с высокой конкуренцией для одних хороший аттестат — это чуть ли не единственная возможность вырваться из неблагоприятных условий, а для других — способ сохранить выгодное положение, получив работу с достойной зарплатой.
На благо родины
Ане, моей старшей дочке, дедушка постоянно говорит: «Учись, внучка, школа — это святое!» Он в прошлом военный. Здесь это одна из самых уважаемых профессий. И одна из немногих, которая по выслуге лет гарантирует хорошую пенсию. В Индии пенсии положены только госслужащим, поэтому любовь к Родине прививается со школьной скамьи.
Каждое утро в государственной школе начинается с линейки. Играет гимн, потом поднимается флаг, на уроках истории в обязательном порядке изучается жизнь Индиры Ганди и Джавахарлала Неру. Дети знают героев своей страны с ранних лет. Как когда-то в Советском Союзе в классах висели портреты дедушки Ленина, в местных школах висят портреты дедушки Ганди. Учитель здесь уважаемый человек, и если поспрашивать ребятишек, кем они хотят быть, когда вырастут, то многие ответят, что военными или учителями.
Для будущего процветания и экономического роста Индии нужны хорошие специалисты, которые не уедут за границу, поэтому государство мотивирует граждан работать на него, взамен предлагая достаток в старости. Для Аниного дедушки как для человека, всю жизнь служившего государству, цепочка «образование — карьера — обеспеченная старость» — единственно возможный путь. Однако для девочки в Индии такой вариант развития событий — большая редкость.