Один из самых молодых видов авиамодельного спорта

Популярная механикаСпорт

Метательные планеры

Текст: Александр Грек

Один из самых молодых видов авиамодельного спорта выглядит довольно занятно: спортсмен берет планер за небольшой крюк, закрепленный на конце крыла, делает движение как при метании диска, бросает – планер почти вертикально устремляется в зенит и на высоте около 60 м переходит в горизонтальный полет. Особо одаренные забрасывают и на 100 м. И сколько планер задержится на этой высоте, зависит от мастерства пилота и термических воздушных потоков.

КЛАСС FAI F3K – РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ МЕТАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ – появился совсем недавно, первый чемпионат мира состоялся в Швеции в 2011 году. Максимальный размах крыльев – 1,5 м, максимальный вес – 600 г. Планер должен запускаться только вручную и управляться по радио. Моделям планеров уже не одно столетие, почему же класс F3K появился только сейчас, что в нем интересного?

Высший пилотаж. Метательный планер F3K – это спортивный снаряд для бескомпромиссной борьбы на летных полях, однако это и отличная игрушка в руках опытного пилота. Планер не только приносит фан полетами в восходящих потоках – он способен показать пилотаж в стиле 3D-шок-флаеров. Для этого достаточно пятачка земли – это может быть любая поляна, пляж или спортплощадка размером с волейбольную. Аэродром не потребуется. Взлет и посадка происходят с руки и в руку. Легко, просто и непринужденно… По этой причине планеры F3K расходятся по земному шару, все чаще отправляясь с пилотами в самые дальние уголки мира.

Первые модели были неуправляемыми и просто планировали, этакий совершенный детский бумажный самолетик – именно с такими и стоят пионеры 1930-х годов на многочисленных сохранившихся советских плакатах. Чуть позже появились радиоуправляемые модели, которые прекрасно себя вели в восходящих воздушных потоках, например на склоне холма. Но для самой сложной дисциплины планерного спорта – полетов в термических потоках, которые можно найти не только солнечным летом на любой полянке, но и хмурым ветреным днем, – не хватало технического совершенства: чтобы удержаться в «термиках», планер должен быть существенно легче. Своим появлением F3K обязан прогрессу в новых материалах и микроэлектронике.

Еще пять лет назад в авиамодельном спорте использовались углепластиковые волокна с модулем 300 (выдерживающие 300 кг на миллиметр сечения на разрыв). Сейчас применяются карбоновые волокна с модулем до 900–1200. Хвостовая балка планера, испытывающая очень большую нагрузку при забросе (изгибающее усилие 3,5 кг), например, весит всего 10 г, а весь фюзеляж – 30–35 г. Толщина углепластикового ламината – 0,1 мм, практически бритва.

Кроме того, появились сверхлегкие рулевые машинки, управляющая электроника и аккумуляторы. Самые легкие рулевые машинки с усилием 3 кг сегодня весят 7 г (а их требуется четыре). Приемники для планера выбирают минимального размера и веса. Раньше для получения дополнительной телеметрической информации надо было устанавливать гаджеты типа телеметрического передатчика с вариометром и датчиком напряжения бортовой сети. В современных приемниках вся телеметрия встроенная. А она жизненно необходима, особенно контроль разряда аккумуляторов. Встроенный вариометр позволяет видеть высоту, скорость набора высоты и снижения. Можно запрограммировать передатчик, и он будет сигнализировать, как вариометры в настоящих планерах, что модель достигла восходящего «термика». И вот весь этот навороченный приемник весит вместе с корпусом 5 г! И уже есть приемники в два раза легче, они сейчас обкатываются на мини-квадрокоптерах. На соревнованиях запрещена любая телеметрия, кроме мониторинга напряжения бортового аккумулятора, но при обучении новичков, да и на тренировках опытных спортсменов вариометры и высотомеры полезны для совершенствования спортивного мастерства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стеклянные микробы Люка Джеррама Стеклянные микробы Люка Джеррама

Героев этих произведений не разглядеть без микроскопа

Популярная механика
12 суперхитов, которые не задумывались как хиты 12 суперхитов, которые не задумывались как хиты

У многих музыкантов придумать великий шлягер получается совершенно случайно

Maxim
Кресла вместо бомб Кресла вместо бомб

Бомбардировщик превратили в бизнес-джет

Популярная механика
Письмо главного редактора: «Мне проблемы не нужны» Письмо главного редактора: «Мне проблемы не нужны»

Сидел раньше в Интернете — перестал от греха подальше

Maxim
Возвращение «Индейца» Возвращение «Индейца»

Прошлое и настоящее мотоцикла Indian

Популярная механика
Триумфатор Венеции «Рома»: чего ждать от самого красивого фильма года Триумфатор Венеции «Рома»: чего ждать от самого красивого фильма года

Черно-белый фильм «Рома» Куарона — триумфатор Венецианского кинофестиваля

Playboy
Операция «Ы» Операция «Ы»

Киргизия стала целью второй экспедиции Land Rover

Популярная механика
Почему автор «русского South Park» превратился в стримера Почему автор «русского South Park» превратился в стримера

Дмитрий Меньшиков вспоминает прославивший его проект, мультсериал School13

РБК
Топор плывет Топор плывет

В середине прошлого десятилетия в море вышло судно странной наружности

Популярная механика
Ксения Стриж: простой секрет Ксения Стриж: простой секрет

Секрет счастья Ксении Стриж банальный: ценить то, что имеешь

Караван историй
Ускоритель на орбите Ускоритель на орбите

Кто первым выкопал томагавк пучкового оружия, точно не известно

Популярная механика
Сколько советскому солдату платили за сбитый самолет и уничтоженный танк Сколько советскому солдату платили за сбитый самолет и уничтоженный танк

Подвиги поощрялись не только орденами и медалями, но и денежными премиями

Maxim
Надежный рекордсмен Надежный рекордсмен

Сельскохозяйственные тракторы и рекорды «Ростсельмаша»

Популярная механика
7 неприятных болезней, которыми чаще всего заражаются в спортзалах 7 неприятных болезней, которыми чаще всего заражаются в спортзалах

При посещении тренажерного зала есть шанс подцепить разные болячки

Maxim
КВ-1 к маршу готов КВ-1 к маршу готов

Танки, участвовавшие в битве на Неве

Популярная механика
6 рецептов вкуснейших завтраков от шеф-повара Cook'kareku 6 рецептов вкуснейших завтраков от шеф-повара Cook'kareku

Как приготовить традиционный завтрак народов мира

Cosmopolitan
Удар с небес Удар с небес

Javelin считают наиболее совершенным легким средством против бронетехники

Популярная механика
Осенние тренды 2018: какие платья выбирать Осенние тренды 2018: какие платья выбирать

Пять модных фасонов платьев нового сезона

Cosmopolitan
Точечный старт Точечный старт

История отечественного авиаконструктора – Владимира Мясищева

Популярная механика
Мать аутиста: «Я жалею, что родила ребенка» Мать аутиста: «Я жалею, что родила ребенка»

Когда ребенку ставят диагноз «аутизм», жизнь родителей меняется навсегда

Psychologies
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
В Томе кто-то есть В Томе кто-то есть

Том Харди пытается стащить крышку от аквариума из зоомагазина в Лондоне

Esquire
Новая бронетанковая доктрина Новая бронетанковая доктрина

О зарождении новой бронетанковой доктрины

Популярная механика
Как легендарный streetstyle-фотограф Билл Каннингем повлиял на моду Как легендарный streetstyle-фотограф Билл Каннингем повлиял на моду

Как легендарный streetstyle-фотограф Билл Каннингем повлиял на моду

Vogue
Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан

Эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг» времен Первой мировой

Популярная механика
За красивые глаза За красивые глаза

Две реальные истории от девушек, сделавших блефаропластику

Glamour
Ленин Бессмертный Ленин Бессмертный

Ленин жил! Ленин — жив! Ленин будет жить!

Дилетант
Матери и дети: 5 лучших книг о вечной проблеме с другого ракурса Матери и дети: 5 лучших книг о вечной проблеме с другого ракурса

Матери и дети: 5 лучших книг о вечной проблеме с другого ракурса

Psychologies
Не просто фантастика Не просто фантастика

Городской тест-драйв беспилотного автомобиля

Популярная механика
Формула счастья: учимся управлять гормонами Формула счастья: учимся управлять гормонами

Эксперт: на какие гормоны обратить внимание, чтобы чувствовать себя счастливым

Psychologies
Открыть в приложении