Один из самых молодых видов авиамодельного спорта

Популярная механикаСпорт

Метательные планеры

Текст: Александр Грек

Один из самых молодых видов авиамодельного спорта выглядит довольно занятно: спортсмен берет планер за небольшой крюк, закрепленный на конце крыла, делает движение как при метании диска, бросает – планер почти вертикально устремляется в зенит и на высоте около 60 м переходит в горизонтальный полет. Особо одаренные забрасывают и на 100 м. И сколько планер задержится на этой высоте, зависит от мастерства пилота и термических воздушных потоков.

КЛАСС FAI F3K – РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ МЕТАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ – появился совсем недавно, первый чемпионат мира состоялся в Швеции в 2011 году. Максимальный размах крыльев – 1,5 м, максимальный вес – 600 г. Планер должен запускаться только вручную и управляться по радио. Моделям планеров уже не одно столетие, почему же класс F3K появился только сейчас, что в нем интересного?

Высший пилотаж. Метательный планер F3K – это спортивный снаряд для бескомпромиссной борьбы на летных полях, однако это и отличная игрушка в руках опытного пилота. Планер не только приносит фан полетами в восходящих потоках – он способен показать пилотаж в стиле 3D-шок-флаеров. Для этого достаточно пятачка земли – это может быть любая поляна, пляж или спортплощадка размером с волейбольную. Аэродром не потребуется. Взлет и посадка происходят с руки и в руку. Легко, просто и непринужденно… По этой причине планеры F3K расходятся по земному шару, все чаще отправляясь с пилотами в самые дальние уголки мира.

Первые модели были неуправляемыми и просто планировали, этакий совершенный детский бумажный самолетик – именно с такими и стоят пионеры 1930-х годов на многочисленных сохранившихся советских плакатах. Чуть позже появились радиоуправляемые модели, которые прекрасно себя вели в восходящих воздушных потоках, например на склоне холма. Но для самой сложной дисциплины планерного спорта – полетов в термических потоках, которые можно найти не только солнечным летом на любой полянке, но и хмурым ветреным днем, – не хватало технического совершенства: чтобы удержаться в «термиках», планер должен быть существенно легче. Своим появлением F3K обязан прогрессу в новых материалах и микроэлектронике.

Еще пять лет назад в авиамодельном спорте использовались углепластиковые волокна с модулем 300 (выдерживающие 300 кг на миллиметр сечения на разрыв). Сейчас применяются карбоновые волокна с модулем до 900–1200. Хвостовая балка планера, испытывающая очень большую нагрузку при забросе (изгибающее усилие 3,5 кг), например, весит всего 10 г, а весь фюзеляж – 30–35 г. Толщина углепластикового ламината – 0,1 мм, практически бритва.

Кроме того, появились сверхлегкие рулевые машинки, управляющая электроника и аккумуляторы. Самые легкие рулевые машинки с усилием 3 кг сегодня весят 7 г (а их требуется четыре). Приемники для планера выбирают минимального размера и веса. Раньше для получения дополнительной телеметрической информации надо было устанавливать гаджеты типа телеметрического передатчика с вариометром и датчиком напряжения бортовой сети. В современных приемниках вся телеметрия встроенная. А она жизненно необходима, особенно контроль разряда аккумуляторов. Встроенный вариометр позволяет видеть высоту, скорость набора высоты и снижения. Можно запрограммировать передатчик, и он будет сигнализировать, как вариометры в настоящих планерах, что модель достигла восходящего «термика». И вот весь этот навороченный приемник весит вместе с корпусом 5 г! И уже есть приемники в два раза легче, они сейчас обкатываются на мини-квадрокоптерах. На соревнованиях запрещена любая телеметрия, кроме мониторинга напряжения бортового аккумулятора, но при обучении новичков, да и на тренировках опытных спортсменов вариометры и высотомеры полезны для совершенствования спортивного мастерства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Карта дня беспилотника Карта дня беспилотника

Как города России готовятся к появлению беспилотных автомобилей

Популярная механика
Как вести себя в уличной драке Как вести себя в уличной драке

Несколько правил уличной драки

Maxim
КВ-1 к маршу готов КВ-1 к маршу готов

Танки, участвовавшие в битве на Неве

Популярная механика
Подвигаемся! Чем поможет активное поведение в родах? Подвигаемся! Чем поможет активное поведение в родах?

Активное движение – эффективный способ облегчить боль при родах

9 месяцев
У Солнца под боком У Солнца под боком

О том, какие загадки должен решить меркурианский зонд

Популярная механика
Любовный эксперимент: может ли пара влюбиться, ответив на 36 вопросов? Любовный эксперимент: может ли пара влюбиться, ответив на 36 вопросов?

36 вопросов, которые способны влюбить людей друг в друга

Cosmopolitan
Возвращение «Индейца» Возвращение «Индейца»

Прошлое и настоящее мотоцикла Indian

Популярная механика
Метры и проценты. Выгодно ли сдавать квартиру в Москве по сравнению с депозитом Метры и проценты. Выгодно ли сдавать квартиру в Москве по сравнению с депозитом

Все больше москвичей пытаются заработать на сдаче квартир в аренду

Forbes
Китайский Карлсон Китайский Карлсон

Самой сложной и красивой игрушкой в мире был радиоуправляемый вертолет

Популярная механика
Как пить с китайцами Как пить с китайцами

Как пить спиртное, оказавшись за одним столом с китайцами

Maxim
Космос, глубина и радиация. Экстремальная робототехника Космос, глубина и радиация. Экстремальная робототехника

Машины для работы в самых экстремальных условиях

Популярная механика
Тур из Поднебесной. Как заработать на китайских туристах Тур из Поднебесной. Как заработать на китайских туристах

Туристический поток из Китая заметен не только в России, но и по всему миру

Forbes
Любой каприз Любой каприз

Компьютерный дизайн материалов

Популярная механика
5 лучших игр на PlayStation Vita по версии Metacritic 5 лучших игр на PlayStation Vita по версии Metacritic

Какие видеоигры на PS Vita за время ее существования оказались наиболее удачными

Популярная механика
Кресла вместо бомб Кресла вместо бомб

Бомбардировщик превратили в бизнес-джет

Популярная механика
Хочешь, чтобы тебя возненавидели все коллеги? 8 идеальных способов это сделать Хочешь, чтобы тебя возненавидели все коллеги? 8 идеальных способов это сделать

Не всегда же надо нравиться всем коллегам

Playboy
Как победить хищника? Как победить хищника?

Навыки выживания, необходимые для победы над расой идеальных охотников

Популярная механика
Одна страна — одно кино: 17 лучших фильмов со всего мира Одна страна — одно кино: 17 лучших фильмов со всего мира

Одна страна — одно кино: 17 лучших фильмов со всего мира

Playboy
Чистый тяжелый металл Чистый тяжелый металл

Как производят слитки драгоценных металлов

Популярная механика
Большие маневры Большие маневры

Сравнительный тест Cadillac Escalade и Infiniti QX80

АвтоМир
Прививка или смерть Прививка или смерть

Создание эффективной вакцины против ВИЧ заняло почти 40 лет

Популярная механика
Геометрия улиц и кубометры воды Геометрия улиц и кубометры воды

Череповец. Геометрия улиц и кубометры воды

АвтоМир
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
Платье на брюки и еще пара трендов из 90-х: 16 луков с показа Victoria Beckham Платье на брюки и еще пара трендов из 90-х: 16 луков с показа Victoria Beckham

Платье на брюки и еще пара трендов из 90-х: 16 луков с показа Victoria Beckham

Cosmopolitan
Удар с небес Удар с небес

Javelin считают наиболее совершенным легким средством против бронетехники

Популярная механика
Есть ли жизнь после экзаменов Есть ли жизнь после экзаменов

7 вызовов, стоящих перед школой в цифровую эпоху

Русский репортер
Спрос на убийства Спрос на убийства

С середины XVI до конца XVII века в Европе произошла подлинная научная революция

Дилетант
Огненный цветок MTV Огненный цветок MTV

Первые ведущие «MTV Россия» поделились воспоминаниями о том, как всё начиналось

OK!
Последний из динозавров Последний из динозавров

Суперкары Lamborghini Huracan Evo должны жить на идеальных гоночных трассах

Популярная механика
Знак бесконечность: как компании научились зарабатывать на времени Знак бесконечность: как компании научились зарабатывать на времени

Если вы не готовы предоставлять услуги 24 на 7, клиент уйдет к конкурентам

Forbes
Открыть в приложении