Метательные планеры
Один из самых молодых видов авиамодельного спорта выглядит довольно занятно: спортсмен берет планер за небольшой крюк, закрепленный на конце крыла, делает движение как при метании диска, бросает – планер почти вертикально устремляется в зенит и на высоте около 60 м переходит в горизонтальный полет. Особо одаренные забрасывают и на 100 м. И сколько планер задержится на этой высоте, зависит от мастерства пилота и термических воздушных потоков.
КЛАСС FAI F3K – РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ МЕТАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ – появился совсем недавно, первый чемпионат мира состоялся в Швеции в 2011 году. Максимальный размах крыльев – 1,5 м, максимальный вес – 600 г. Планер должен запускаться только вручную и управляться по радио. Моделям планеров уже не одно столетие, почему же класс F3K появился только сейчас, что в нем интересного?
Первые модели были неуправляемыми и просто планировали, этакий совершенный детский бумажный самолетик – именно с такими и стоят пионеры 1930-х годов на многочисленных сохранившихся советских плакатах. Чуть позже появились радиоуправляемые модели, которые прекрасно себя вели в восходящих воздушных потоках, например на склоне холма. Но для самой сложной дисциплины планерного спорта – полетов в термических потоках, которые можно найти не только солнечным летом на любой полянке, но и хмурым ветреным днем, – не хватало технического совершенства: чтобы удержаться в «термиках», планер должен быть существенно легче. Своим появлением F3K обязан прогрессу в новых материалах и микроэлектронике.
Еще пять лет назад в авиамодельном спорте использовались углепластиковые волокна с модулем 300 (выдерживающие 300 кг на миллиметр сечения на разрыв). Сейчас применяются карбоновые волокна с модулем до 900–1200. Хвостовая балка планера, испытывающая очень большую нагрузку при забросе (изгибающее усилие 3,5 кг), например, весит всего 10 г, а весь фюзеляж – 30–35 г. Толщина углепластикового ламината – 0,1 мм, практически бритва.
Кроме того, появились сверхлегкие рулевые машинки, управляющая электроника и аккумуляторы. Самые легкие рулевые машинки с усилием 3 кг сегодня весят 7 г (а их требуется четыре). Приемники для планера выбирают минимального размера и веса. Раньше для получения дополнительной телеметрической информации надо было устанавливать гаджеты типа телеметрического передатчика с вариометром и датчиком напряжения бортовой сети. В современных приемниках вся телеметрия встроенная. А она жизненно необходима, особенно контроль разряда аккумуляторов. Встроенный вариометр позволяет видеть высоту, скорость набора высоты и снижения. Можно запрограммировать передатчик, и он будет сигнализировать, как вариометры в настоящих планерах, что модель достигла восходящего «термика». И вот весь этот навороченный приемник весит вместе с корпусом 5 г! И уже есть приемники в два раза легче, они сейчас обкатываются на мини-квадрокоптерах. На соревнованиях запрещена любая телеметрия, кроме мониторинга напряжения бортового аккумулятора, но при обучении новичков, да и на тренировках опытных спортсменов вариометры и высотомеры полезны для совершенствования спортивного мастерства.