Почему в «Фотоувеличении» Антониони так много моды
Но фильм при этом совсем не о ней
Сначала коротко о появлении истории на свет и о сюжете. Однажды Альфред Хичкок снял фильм «Окно во двор» по одноименному детективному рассказу Корнелла Вулрича (о том, как фоторепортёр расследует убийство соседки, сидя дома с переломом). Под впечатлением от картины аргентинский писатель Хулио Кортасар (знаток магического реализма) написал рассказ «Слюни дьявола» о молодом парижском фотографе, который запечатлел сцену соблазнения мальчика-подростка взрослой женщиной. Режиссёр Микеланджело Антониони прочёл его и взялся за «Фотоувеличение» (Blowup). Это не экранизация — сюжет совершенно другой, но мотив иллюзорности происходящего у рассказа и фильма общий.
В центре повествования молодой и успешный модный фотограф Томас (Дэвид Хеммингс), время от времени промышляющий социальной фотографией, который во время прогулки по парку видит пару и, очарованный красотой девушки Джейн (Ванесса Редгрейв), делает несколько снимков. Незнакомка это замечает и требует отдать ей плёнку под тем предлогом, что так вероломно вторгаться в чужую личную жизнь нельзя. Дело в том, что Томас ненароком запечатлел убийство, свидетельства которого — мужчину с пистолетом и бездыханное тело — он позже обнаружит путём увеличения проявленных снимков. Томас, поражённый находкой, отправится на место преступления, но к тому моменту труп уже исчезнет оттуда, а к его возвращению в студию исчезнут и снимки с уликами. Все мало-мальски значимое в этом фильме непременно скрывается из виду.
Когда Антониони задумывал его, он не стремился снять фильм о модном фотографе. Режиссёр хотел наиболее точно передать зрителю ощущение вечно ускользающей куда-то реальности, а едва уловимая, вмиг возникающая и тут же проходящая мода оказалась идеальным сюжетным фоном. Для неопытного зрителя «Фотоувеличение» по сути — тоже история об эфемерности, но не настолько глубокая, как для опытного. Это делает картину эталоном кинематографического поп-арта. Тут все до ужаса модное, но это совсем не главное.