Почему мы объединяемся, конкурируем и уничтожаем друг друга
Новая книга британского журналиста Уилла Сторра «Статус» посвящена так называемым статусным играм. На основе научных данных он показывает, что заставляет людей стремиться к влиянию друг на друга и какую роль в этом играют бренды
Уилл Сторр — британский журналист, редактор Esquire, автор расследований, удостоенных премий, в том числе Amnesty International. В 2019 году на русском вышла его книга «Селфи», объясняющая разницу между «идеальными» людьми в кино и обычными нами, склонившими головы над смартфоном в ожидании очередного лайка. Следом появился «Внутренний рассказчик», в котором автор, разбирая сюжеты «Короля Лира», «Лолиты», «Дороги перемен» и не только, объясняет, почему жизнь каждого человека — это сценарий и кто выступает его автором.
Новая книга «Статус» («The Status Game»), выпущенная, как и предыдущие, издательством Individuum, препарирует наше неизбывное стремление к престижному образованию и работе, дорогим вещам и признанию. Автор остается верен избранному методу и описывает «статусные игры» разных эпох, основываясь на научных исследованиях (придирчивый читатель может обратиться к источникам информации, ссылки даны к каждой главе). «За годы, которые потребовались мне, чтобы разобраться в предмете, я гораздо лучше понял, почему люди бывают такими ужасными, подлыми, раздражающими, непонятными и все-таки прекрасными. Теперь ни я сам, ни другие люди уже не кажутся мне такой неразрешимой загадкой», — сообщает автор в предисловии. Предлагаем познакомиться с книгой по отрывку из главы «Воображаемый мир символов».
***
Человеческий мозг заточен под игры, которым мы обучились в ходе эволюции. Нейропсихолог, профессор Крис Фрит пишет, что мозг «представляет окружающий мир как пространство возможных наград». Он заточен на выяснение того, «что ценно для нас в окружающем мире и какие действия нужно предпринять, чтобы это получить <...> всё вокруг или привлекает нас, или отталкивает, потому что наш мозг научился присваивать всему определенные значения ценности». Как мы уже выяснили, люди ценят связи и статус. Чтобы добыть необходимые для выживания и размножения ресурсы, мы стараемся объединиться с другими игроками; чтобы получить больше этих ресурсов, мы стремимся обрести статус. Но как мы будем оценивать этот статус? Как поймем, чего добились в жизненной игре?
Отчасти мы определяем это, присваивая различным объектам значения ценности. Часы Cartier означают вот такой статус, а Casio — вот такой. Эти «символы статуса» сообщают нам и другим игрокам, что мы представляем. Мы одержимы непрерывной оценкой. Нам это необходимо. В отличие от компьютерных игр, в человеческой жизни не существует четкой системы баллов. Мы не можем твердо знать, на какой строке рейтинга располагаются другие игроки. Мы можем только чувствовать это, глядя на символы, которым присвоили определенную ценность. Для управления этим процессом у подсознания имеется «система определения статуса», включающая в себя механизмы считывания «подсказок, позволяющих оценить статус».