Почему дети плохо учатся
Ответить однозначно на вопрос, почему школьник не понимает тот или иной предмет, нельзя. Причины могут быть разные. Но это совсем не значит, что родителям стоит опустить руки и не пытаться изменить ситуацию, считает учитель словесности, автор телеграм-канала GrigoryOne Артем Григорян
Давайте вспомним школу и попробуем ответить на вопрос: знаете ли вы кого-то, кто учился исключительно хорошо? То есть всегда и везде без сложностей. Пока никто из моих собеседников не ответил на этот вопрос «да». «А как же отличники?» — спросите вы. Но разве у отличников не было трудностей? Не было тех предметов, по которым учителя шли им навстречу (и правильно делали)? Ответ очевиден: были, и это нормально, ведь универсальных людей нет. Но отличник, у которого немного «западает» русский язык или физика, — это одна ситуация. А что делать родителям тех детей, которые говорят: «Эту вашу физику я вообще не понимаю!» Узнать причину и изменить ситуацию так, чтобы отношение ребенка к предмету и впечатления от него изменились.
Вот несколько причин того, почему дети учатся плохо.
Подача предмета
Подходить к преподаванию можно по-разному — и у многих педагогов серьезно различаются ценности этого процесса. Мой коллега, который преподавал физику, сначала решил представить детям научную картину мира через свой предмет. То есть смоделировал несколько ситуаций, в которых действуют разные физические силы, и всякий раз задавал один вопрос: «Почему это происходит?» Детям стало интересно. Каждый урок они открывали для себя новое знание, связанное с природой, и получали ответы на свои вопросы. То есть педагог объяснял жизнь через физику и ее явления. И дети обсуждали физику даже на переменах и других предметах. А что будет, если сразу дать ребенку прочитать параграф, выучить формулы и начать решать задачи? Думаю, возникнет вопрос: зачем мы это делаем? Как это мне поможет в жизни? И если на него нет четкого ответа — вот и причина, почему оценки стали хуже. Поэтому, когда вы общаетесь с педагогом, спросите, какие у него ценности в предмете, зачем и как учитель учит ваших детей. И сравните с тем, что ваш ребенок скажет об уроках. Многое станет понятно. Образовательные ценности и цели могут не совпадать. Это не плохо, просто это не подходит конкретно вашему ребенку и вам как внимательному родителю.
Конкуренция
Представьте, что в классе есть ребенок, который очень хорош в английском языке: жил в языковой среде, занимается с носителем и не стесняется говорить. Как будут чувствовать себя другие дети на уроке с ним? В основном неловко и стесненно. Особенно если учитель будет сравнивать детей и акцентировать это. Поэтому может пропасть желание заниматься, ведь до настоящего успеха, который ребенок видит в превосходящем однокласснике, очень далеко. Что делать? Существуют разноуровневые группы, и в методике преподавания иностранных языков этот подход — норма. Его можно и нужно предлагать не только учителям иностранных языков. Мой коллега, учитель русского языка и литературы в государственной школе, разделил неоднородный класс на три группы: среднюю, продвинутую и группу ребят, для которых русский язык не родной. В подобной ситуации это единственное правильное решение с точки