Почему «Дау» не привезут в Москву из Парижа
В Париже, в двух театрах и в Центре Помпиду идут премьерные показы проекта «Дау» режиссера Ильи Хржановского, спонсированного Сергеем Адоньевым. Что это такое на самом деле и кто за это заплатил, — выяснил Forbes Life
Отправной точкой проекта стала книга Коры Ландау-Дробанцевой «Академик Ландау. Как мы жили». Написанные с несоветской откровенностью мемуары вдовы физика, лауреата Сталинской и Нобелевской премий, рассказывали, в частности, о свободных взглядах этой пары на любовь и брак, а также об атмосфере зависти и алчности, которой была пронизана жизнь советской научной интеллигенции. На основе этих мемуаров Владимир Сорокин написал для Ильи Хржановского сценарий под названием «Дау». Предполагалось, что это будет их вторая совместная работа после дебюта режиссера, фильма «4», отмеченного главной наградой международного фестиваля в Роттердаме в 2005-м. Работа над сценарием и поиски финансирования началась сразу после завершения «4», и уже на этом этапе Ландау превратился в Дау – чтобы не согласовывать содержание фильма с родственниками академика.
Хотя «Дау» начинался как традиционный полнометражный фильм, в процессе съемок, которые проходили с 2008 по 2011 год в Харькове, от оригинального сценария мало что осталось. Метод работы над материалом напоминал реалити-шоу в исторических костюмах: участники, среди которых были не профессиональные актеры, а реальные ученые, тюремщики, деятели культуры, обслуживающий персонал, по-настоящему жили на съемочной площадке в обстоятельствах, приближенных к сталинской эпохе, любили и ненавидели, занимались сексом и мучили друг друга. Из этих подлинных человеческих чувств за 7 лет монтажа возникли 13 фильмов (по другим данным – 15, создатели не называют конкретную цифру), которые охватывают деятельность научного Института (основное место действия «Дау») с 1938-го по 1968-й годы. А также 700 часов дополнительного материала, включая альтернативные варианты и не вошедшие в окончательный монтаж сцены. Вероятно, со временем появятся другие версии «Дау», в более традиционном кино- и телевизионном формате.
Разумеется, работа над фильмом, которая шла так долго и не закончена до сих пор – дорогое удовольствие. Состав инвесторов менялся по мере того, как рос бюджет. В итоге по карману он оказался лишь одному человеку – Сергею Адоньеву ( с состоянием в $700 млн) Бизнесмен с яркой биографией, бывший соратник Владимира Кехмана по банановому бизнесу, основатель Yota, инвестор с широким кругом интересов, один из спонсоров избирательной кампании Ксении Собчак и московского «Электротеатра». Создатели фильма не комментируют никакую информацию о фильме, включая бюджет. В недавней публикации Русской службы BBC фигурировала предполагаемая цифра бюджета в $70 млн, объявленная неназванными источниками.
Если поверить в эти данные, получится, что Сергей Адоньев потратил на «Дау» 10% своего состояния.
Премьерные показы должны были проходить в Париже круглосуточно с 24 января по 17 февраля на двух площадках. А третья, в Центре Помпиду, стала местом для инсталляции в виде советской коммунальной квартиры, населенной статистами. Она открылась вовремя, а на первых двух, в театре du Châtelet и театре de la Ville, несмотря на поддержку мэрии Парижа, случились проблемы: премьера была отменена префектурой полиции Парижа из-за несоответствия нормам безопасности. Оба эти театра, построенные друг напротив друга на площади Шатле по заказу барона Османа, – культурные и исторические достопримечательности города. В театре du Châtelet дебютировал в Париже «Русский балет» Дягилева, проходили премьеры произведений Стравинского и Сати, гастролировали Чайковский, Малер и Рихард Штраус. На сцене de la Ville когда-то выступала Сара Бернар. Сейчас оба театра находится на реконструкции, от их былого великолепия не осталось и следа. Большой зал театра de la Ville выглядит как бетонная коробка со временным освещением и кабинками биотуалетов, где вместо воды используется стружка.
Сценарий премьеры предусматривает перемещение зрителей по всем этажам театра, где размещены разнообразные инсталляции, из переоборудованных гримерок в административные помещения, изначально предусмотренные только для работников театра. Пребывание большого числа зрителей в таких помещениях и вызвало сомнение служб, отвечающих за безопасность. В результате двери театра de la Ville открылись лишь вечером 25 января, а открытие театра du Châtelet и вовсе отложилось до вечера 2 февраля. Все это вызвало нешуточное раздражение первых зрителей и французской прессы.