О легендарной рок-команде группы «Машина времени»

Караван историйЗнаменитости

Евгений Додолев. «Машина времени». Пятьдесят лет пробега

Начав писать книгу к юбилею «Машины времени», сразу решил, что помимо музыкантов легендарной рок-команды там должны быть и «фигуранты» широкой публике не настолько известные. Ведь зачастую именно их рассказы содержат те самые «вкусные» нюансы и детали, которые придают обычным историям необходимую полноту

Беседовала Елена Михайлина

Фотограф Валерий Плотников (фото 03.01.1986)

Как, например, обойтись без Юрия Борзова — сооснователя группы, добровольно от ка завшегося от этого почетного звания, первого барабанщика и автора названия Time Machines? Он-то точно помнит, как все начиналось, «все было впервые и вновь», когда обычные московские школьники решили создать вокально-инструментальный ансамбль...

Юрий Борзов:

«Как появилась музыка? Помню, вышел фильм «Вертикаль». С экрана впервые прозвучали песни Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы», «Если друг оказался вдруг». Андрей стал их петь в школе, нам и учителям. Подыгрывал себе на гитаре, буквально три-четыре аккорда, но казалось очень круто. Из репертуара Окуджавы тоже кое-что пели вдвоем с Мишей Яшиным.

В нашей спецшколе № 19 Макаревич организовал квартет The Kids, там две девочки, Лариca Кашперко и Нина Баранова, пели песни протеста на английском — We Shall Overcome и прочие. Девчонки были красивыми. Наверное, кто-то в кого-то влюблялся, увлекался.

Но на горизонте уже появились The Beatles, а у них вокалисток не было, и это решило все! Должно быть четыре мужика — и точка. Девчонок слили. Так и возникла наша команда. Название придумывали все, хотелось, чтобы звучало и на русском, и на английском. Помню, я предложил два варианта: Time Machines и «Летающие тарелки». Остановились на первом. Андрей натянул на обод большого барабана простыню и написал: «Машины времени».

У Макаревича имелась тетрадка, куда он на слух записывал тексты битловских песен. «Исходники», переписанные по десять раз с одного магнитофона на другой, были ужасными. В тетради они выглядели уж совсем полной белибердой — сплошное «бейби, бейби, лав ми, бейби»... Впрочем, годилось все, что казалось похожим по звучанию. Хотя ранние битлы, на мой взгляд, — откровенная попсятина.

Фото: С. Оксенгендлер/из архива Е. Додолева

Вскоре начались первые концерты. Играли в Доме культуры энергетиков, выезжали на Николину Гору, там было что-то вроде концертного зальчика. Послушать нас собрались дачники. Никита Михалков, помню, пришел. После концерта повел нас к себе. Сидели за столом, разговаривали, естественно, пели. Никита Сергеевич тогда еще только думал снимать фильм «Свой среди чужих...», делился планами и пел русские песни про коней и поля. Посидели замечательно, только напились и утром оказались все в разных местах.

Да, выпивали, но больше ничем не баловались и не хипповали. Слава богу, портвейна хватало вполне. Кстати, в школе у нас с Макаревичем хипповским кумиром был Иван Владимирович Мичурин, преобразователь природы. Мы провозгласили его величайшим из великих, рисовали портреты и слагали о нем легенды. Человек выращивал яблоки, разные ягоды, новые сорта выводил, вот нам казалось — он и есть тот самый, кто соединяет человечество с природой. Конечно, было в этом немножко стеба...

После школы мы с Андреем пошли по отцовским стопам. Он поступил в архитектурный, я — в авиационный (В.Г. Макаревич был профессором МАРХИ, И.И. Борзов — маршалом, командующим авиацией ВМФ СССР. — Прим. Е. Д.). Но учебу не тянул, после первого курса взял академку. И Макаревич сказал: «Чего маешься? Ты прекрасно рисуешь, давай мы поднатаскаем тебя немножко, и сдавай экзамены к нам».

Учили меня все — Макар, его подружки, друзья. Однажды в комнату вошел отец Андрея, Вадим Григорьевич, посмотрел на все это и говорит: «Пошли вон, буду сам с ним заниматься». И меньше чем за два месяца обучил академическому рисунку, поставил мне руку, глаз... Едва-едва к экзаменам успели. Люди занимаются, ходят на курсы год, два, три, а Вадим Григорьевич наспех меня натаскал, и я все сдал. До сих пор когда беру в руки перо, вспоминаю его.

У Андрея папа был необыкновенно талантливым человеком во многих областях. Например виртуозно исполнял джазовые композиции, мог импровизировать как угодно».

— И на чем же музицировал профессор МАРХИ Макаревич-старший?

— Младшая сестра основателя «Машины времени» Наташа Макаревич рассказывала мне, что пианино в их доме стояло всегда. Вадим Григорьевич играл часто и очень разное — «Все стало вокруг голубым и зеленым», из Синатры многое — Strangers in the Night, «Прощай, любимый город, уходим завтра в море» и любимую «Темную ночь». Играл круто, хотя, по словам дочери, научился сам, в госпитале, и без нот подбирал мелодии, на слух.

Отец Андрея тянулся к молодежи, был фанатом группы сына и всячески ее поддерживал: привозил инструменты и аппаратуру из загранкомандировок. Я его прекрасно помню, но, как оказалось, о Макаревиче-старшем многого не знал. Например о том, что у него нет ноги, даже не догадывался. Ранили его в 1943-м на Карельском фронте. Вот сколько раз бывал у них в гостях, не припомню, чтобы Вадим Григорьевич жаловался на здоровье, судьбу или вообще как-то намекнул на свое увечье. Узнал много лет спустя, когда обратил внимание на странный ремень на гитаре у Андрея. Поинтересовался, и Макаревич сказал: от протеза отца как память, талисман.

Название группы придумывали все, хотелось, чтобы звучало и на русском, и на английском. Юрий Борзов (в центре) предложил два варианта: Time Machines и «Летающие тарелки». Остановились на первом. С Андреем Макаревичем и Александром Кутиковым. Фото: из архива Е. Додолева

— А почему Борзов не дает интервью? Не хочет пиариться на «Машине времени»?

— Юрий Иванович — совсем непубличная фигура, хотя и выглядит весьма импозантно, на мой взгляд. Занимается живописью и лошадьми. Борзов действительно нелюдим, признался, что с одноклассниками не общается. Исключение составляет разве что Андрей, который посещает выставки друга детства и бывает в его конном хозяйстве, где они вместе скачут как ковбои.

Мы с Борзовым лично познакомились только прошлой осенью, во время работы над книгой. Не без труда уговорил экс-«машиниста» приехать к Саше Липницкому, который снимал к юбилею «МВ» фильм. Пили черный чай, ели белый зефир, и вечер пролетел незаметно. Юрий объяснил, почему не ходит на школьные встречи выпускников. Мол, однажды забрел и подумал, что учительницы собрались. В голове ведь остаются образы юных девушек, а тут бабушки какие-то! В общем, решил: ни к чему это.

Кстати, Макаревич на юбилейной встрече выпускников тоже не был. Но думаю, по другой причине. Хотя ансамбль был создан именно как школьный — это факт.

— Вы же с Андреем Вадимовичем познакомились позже?

— Да, не в школе конечно, из-за разницы в возрасте. Я дружил с его младшей сестрой Наташей, миниатюрной брюнеткой с оливковыми глазами, и ее мужем Валерой Ворониным. Ребята поженились, едва Наталья окончила школу, и мы часто собирались у них самыми разными компаниями.

Родители Андрея и Наташи, профессор Вадим Григорьевич Макаревич и фтизиатр Нинель Мордуховна (ее все звали Ниной Марковной), кстати тоже профессор, жили в том же доме и подъезде на Комсомольском проспекте, что и их дочь, но несколькими этажами выше. Последнее обстоятельство было бесспорным преимуществом тусовочной точки «маленьких Макаревичей»: в любое время юную Наталью Вадимовну можно было склонить к вылазке в родительский холодильник.

Это было время, когда народ зависал на кухнях. Там выпивали и дымили в хорошей компании, знакомились с интересными людьми, генерировали новое и спорили. А у самого тогда уже мегазнаменитого Макаревича в доме на площади Гагарина можно было еще и как следует поесть. В его арсенале задолго до того, как Андрей стал популярным телекулинаром, имелся ряд фирменных блюд, которые легко конкурировали с ресторанными меню и скрашивали даже самые мрачные разговоры о перспективах.

У Андрея хронически тусил народ, который проедал и пропивал сотни. В этом смысле он схож с «отцом соврок-н-ролла» Градским — Саша по сию пору на стол без счета мечет балыки да коньяки, когда навещаешь его даже в неурочное время и без предупреждения. Александр Борисович не готовит, конечно, такого изумительного поросенка с гречкой и черносливом, как Андрей Вадимович, но котлеты у него получаются просто восхитительные.

Юрий Иванович — совсем непубличная фигура. Занимается живописью и лошадьми. Фото: М. Шол

А что может быть душевнее эдакого дискуссионного клуба под хорошую еду? Хотя порой квадратные метры Макара больше напоминали цирк. Помню, когда мы в очередной раз приехали из ресторана Дома кино к Андрею новой компанией с Любовью Полищук (она еще не была знакома с Макаревичем), у входа мрачно топтался...пингвин. Точнее пингвиниха. Ее во время дальневосточных гастролей музыканту подарили рыбаки в качестве благодарности за песню «За тех, кто в море».

Во Владивосток он тогда рванул прямо из больницы, где его приводили в форму после ДТП. Вероятно, недолеченное сотрясение мозга (результат лобового столкновения его «жигулей») и подвигло Андрея на столь иррациональный поступок — принять в дар экзотическую живность. Несмотря на наличие лотка, куда пингвинихе заботливо подкладывали халявную рыбку, она вечно страдала. Аромат водорослей можно было уловить уже на лестничной площадке четвертого этажа, потому что поселили птицу прямо в прихожей, рядом с туалетом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018» Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Playboy
Зоопанк-тест: насколько хорошо ты знаешь и понимаешь черный юмор природы Зоопанк-тест: насколько хорошо ты знаешь и понимаешь черный юмор природы

Мы любим эволюцию и то, что она вытворяет

Maxim
Ангелина Стречина. В ритме танца Ангелина Стречина. В ритме танца

Интервью с актрисой Ангелиной Стречиной

Караван историй
«Все хорошо, только дел невпроворот». Так ли это на самом деле? «Все хорошо, только дел невпроворот». Так ли это на самом деле?

Если у вас слишком много дел, не пора ли пересмотреть свое отношение к жизни?

Psychologies
Анна Терехова. Непохожие Анна Терехова. Непохожие

Анна Терехова рассказывает о своей матери

Караван историй
К разным берегам К разным берегам

У каждого курорта Мальдивских островов свои особенности

Robb Report
Игорь Чапурин и София Никитчук: Да будет цвет! Игорь Чапурин и София Никитчук: Да будет цвет!

Интервью с дизайнером Игорем Чапуриным и его клиенткой Софией Никитчук

Караван историй
Приключения Чеболя в России Приключения Чеболя в России

Samsung сам начал продавать смартфоны в интернете. Не поздно ли?

Forbes
Тамара Гвердцители: Тамара Гвердцители:

Большое интервью с Тамарой Гвердцители

Караван историй
Чего не нужно ждать от психолога? Чего не нужно ждать от психолога?

Почему психотерапия помогает не всем

Psychologies
Сергей Степанченко: «Мне помогал случай» Сергей Степанченко: «Мне помогал случай»

О своем актерском ремесле Сергей Степанченко говорит довольно легкомысленно

Караван историй
Главная роль Главная роль

Ксения Собчак стала заядлым театралом ради Константина Богомолова

StarHit
Дэниел Джейкоб — художник, который покрывает стразами кроссовки Nike и продает их за большие деньги Дэниел Джейкоб — художник, который покрывает стразами кроссовки Nike и продает их за большие деньги

Такая пара кастомных кроссовок обойдется вам минимум в $5500

Esquire
«Мало кто из банков выживет». Основатель Revolut о будущем, России, Тинькове и предложениях продать бизнес «Мало кто из банков выживет». Основатель Revolut о будущем, России, Тинькове и предложениях продать бизнес

Как Николай Сторонский создал бизнес на $1,7 млрд

Forbes
Дает арт-бланш Дает арт-бланш

Почему люди хотят носить искусство с собой

Grazia
Хлеб и колбаса: ключевые гастрономические ценности в новом ресторане Focacceria Хлеб и колбаса: ключевые гастрономические ценности в новом ресторане Focacceria

Команда легендарного «Семифреддо» кормит простой едой на Патриарших

GQ
Как оставить прошлое в прошлом и начать жить Как оставить прошлое в прошлом и начать жить

Что плохого в том, что мы хотим получить признание по заслугам

Psychologies
Не жизнь, а сказка Не жизнь, а сказка

Как, где и с кем принято праздновать детские дни рождения в Мэйфэйре

Tatler
Советы, чтобы избежать диалога глухих Советы, чтобы избежать диалога глухих

Как сделать так, чтобы дежурное «нам надо поговорить» приносило плоды?

Psychologies
Татьяна Лазарева и Михаил Шац: «Отношения на расстоянии – это тяжело» Татьяна Лазарева и Михаил Шац: «Отношения на расстоянии – это тяжело»

Юмористы рассказали, как дети пережили их расставание

StarHit
Полнота ощущений: тест новой Mazda6 Полнота ощущений: тест новой Mazda6

Почему новая «шестерка» поправилась и к чему это привело

Популярная механика
Что умеют роботы в 2019 году? 8 самых неожиданных навыков машин Что умеют роботы в 2019 году? 8 самых неожиданных навыков машин

Насколько далеко зашел прогресс в области робототехники?

Playboy
Почему Арми Хаммер – не просто парень, которого хорошо одевают Почему Арми Хаммер – не просто парень, которого хорошо одевают

Арми Хаммер – мужчина со своим неповторимым стилем

GQ
7 вещей, которые она делает, пока тебя нет дома (инфа 100%) 7 вещей, которые она делает, пока тебя нет дома (инфа 100%)

Как только вы выходите из дома, все превращается в сюр для мужского мира

Playboy
Встать на место другого Встать на место другого

Почему даже близким бывает трудно понять нас?

Psychologies
Под сенью сакуры в цвету Под сенью сакуры в цвету

«Вокруг света» поговорил с гейшей и многое понял о мудрости традиций

Вокруг света
В каких ресторанах Нью-Йорка стоит греться между показами Недели моды В каких ресторанах Нью-Йорка стоит греться между показами Недели моды

Самые подходящие места для ужинов и вечеринок

Vogue
Молодые со старыми Молодые со старыми

Новое поколение галеристов и аукционных специалистов встряхнуло рынок

Robb Report
Открытый код: есть ли место для Microsoft на новом рынке ПО Открытый код: есть ли место для Microsoft на новом рынке ПО

Почему корпорации переходят на модель с открытым исходным кодом

Forbes
Вместе веселее Вместе веселее

Самые обсуждаемые коллаборации этой весны

Vogue
Открыть в приложении